|
|
|
|
|
07.09.2018 |
|
Как будет компенсироваться ущерб за испорченный отдых |
|
|
Выпущены два постановления правительства, которые вносят изменения в правила оказания туристических услуг. И что особенно важно, в правила возмещения реального ущерба за испорченный отдых, например, когда компания объявляет себя банкротом. |
|
|
|
«Компенсации выплачиваются только в том случае, если туристы оплатили стоимость тура по договору, а туроператор свои обязательства не исполнил. Ущерб возмещается за счет страхования ответственности туроператоров в страховых компаниях. Также могут привлекаться выданные туроператору банковские гарантии», - пояснил вице-президент Российского союза туриндустрии Юрий Барзыкин.
Если страховки не хватает, для выплат привлекаются средства фонда персональной ответственности. В случае банкротства туроператора фонд персональной ответственности распределяется пропорционально до последней копейки между пострадавшими туристами. «То есть чем больше человек заплатил, тем больше должна быть его компенсация», - собеседник «РГ».
Возможность требовать возмещения ущерба у туристов возникает с того дня, когда туроператор публично заявил о прекращении своей деятельности по причине невозможности исполнения всех обязательств по договорам или когда Ростуризм исключил туроператора из реестра. «Важно, что обратиться за компенсацией турист может не только к туроператору, но и к турагенту, у которого покупал путевку», - отметил Юрий Барзыкин, добавив при этом, что фонд персональной ответственности все же играет вспомогательную роль, потому что в нем, как правило, меньше денег, чем по сумме страховки.
И туристы должны понимать особенности, связанные с возмещением ущерба, подчеркивают эксперты «Российской газеты». Есть несколько нюансов. Например, если турист по вине одного туроператора не смог воспользоваться путевкой, но решил не срывать отпуск и купил тур у другого дороже, разницу в цене компенсировать не будут.
Также к реальному ущербу не относится компенсация морального вреда и другие факторы, не имеющие прямого отношения к формированию конкретного тура.
Второе постановление правительства вносит изменения в правила оказания услуг по реализации турпродукта. «По сути оба документа касаются возможности выплаты компенсаций туристам в случае банкротств туроператоров и логически продолжают недавние изменения в законе о туристской деятельности», - отметил в беседе с «РГ» вице-президент Российского союза туриндустрии Юрий Барзыкин.
Буквально 3 сентября этого года, напомнил он, Ростуризм получил право исключать из единого федерального реестра недобросовестных туроператоров, невзирая на формальные признаки, например, не дожидаясь объявления самой компании о банкротстве. Реестр туроператоров и турагентств дает право на работу, его ведет ассоциация «Турпомощь» (с реестром можно ознакомиться на сайтах «Турпомощи» и Ростуризма).
Яркий пример действия новеллы от 3 сентября - исключение из реестра туроператора «Натали турс». Несмотря на фактически сорванные туры, организация официально не прекращала работу. Между тем долг «Натали турс» перед туристами и партнерами достигал 1,5 миллиарда рублей, а общее число пострадавших курортников приблизилось к 30 тысячам.
Сразу после вступления в силу изменений Ростуризм исключил «Натали турс» из реестра, и после этого последовала необходимость законодательно оформить и возможность получения компенсации туристами. «Раньше пострадавшие туристы могли рассчитывать на возмещение ущерба за неиспользованный тур только в случае приостановки деятельности самим туроператором. Теперь постановлением правительства им дается основание претендовать на компенсацию и в случае, если туроператора исключил из реестра Ростуризм, как это произошло с «Натали турс», - пояснил Юрий Барзыкин. Кроме того, по новому постановлению правительства, туроператоры должны уведомлять туристов о невозможности продолжать работу не только на собственных сайтах, но и на сайте «Турпомощи».
Это положение необходимо для синхронизации действий органа управления - Ростуризма и бизнеса - ассоциации «Турпомощь», чтобы информация своевременно доводилась до потребителей через все каналы.
|
|
|
|
|
|