О проекте
Страховые продукты
Страховые термины
Форум
Обратная связь
Каталог автомобилей
Правила страхования
Калькуляторы
РСА
Мошенничество
 

Основные положения при cтраховании ответственности за нанесение вреда экологии



   Для экологической безопасности государства и для достижения конкретных положительных результатов признано наиболее эффективным применение экономических методов регулирования природопользования и охраны окружающей среды.    Важнейшим общепризнанным международным принципом экологической безопаснсти является обязанность компенсации нанесенного населению и окружающей среде ущерба причинителем. В настоящее время ведется работа в законодательной сфере, направленная на усиление экономико-правовой ответственности предприятий за загрязнение окружающей среды. В Гражданском кодексе Российской Федерации отмечено, что «предприятия, причинившие вред окружающей среде, здоровью и имуществу граждан загрязнением окружающей природной среды, обязаны возместить его в полном объеме». При этом компенсация убытков от загрязнения должна проводиться за счет собственных средств предприятий, а в исключительных случаях – за счет госбюджета. В соответствии с законодательством промышленные предприятия обязаны не только конпенсировать убытки, но и предотвратить возникновение новых. Предотвращение убытков означает выполнение превентивных мероприятий, исключающих или уменьшающих риск возникновения техногенных аварий. Однако в современных условиях при отсутствии необходимых средств у предприятий – загрязнителей и дефиците бюджетных ресурсов всех уровней проблема предотвращения и компенсации убытков от аварийного загрязнения окружающей среды не решается. Более 80% убытков, причиненных в результате техногенных аварий, вообще не компенсируется. Единственная пока возможность предотвращения и компенсации части их видится в реализации принципов системы экологического страхования.
   Могут быть две формы осуществления экологического страхования – добровольная и обязательная. Добровольное экологическое страхование возникает на основе добровольно заключаемого договора между страховщиком и предприятием-страхователем. При этом порядок и условия страхования определяются страховой компанией самостоятельно. Следует заметить, что в случае добровольного экологического страхования отсутствуют какие-либо ограничения в отношении страховых сумм и ставок страховых взносов. Должно соблюдаться единственное условие: чем выше риск аварийного загрязнения, тем выше ставки страховых взносов. При этом страховые взносы уплачиваются за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия-страхователя .Система обязательного экологического страхования является более жесткой, нежели добровольного. Обязательное страхование осуществляется в силу закона, определяющего условия и порядок проведения данного вида страхования.
   Необходимым условием является наличие утвержденного на региональном, либо федеральном уровне перечня экологически опасных объектов (предприятий), подлежащих страхованию риска загрязнения окружающей среды. При данной форме осуществления страхования нормируются размеры страховых сумм и ставок страховых взносов. Причем предполагается включение страховых взносов в себестоимость продукции (работ, услуг) страхователя, что будет способствовать повышению заинтересованности предприятий в проведении экологического страхования. Следует отметить, что обязательное экологическое страхование является более эффективным, чем добровольное, так как в данном случае страхованием охватываются все потенциально опасные объекты, вследствие чего повышаются шансы пострадавших получить причитающуюся им компенсацию за причинение вреда в результате загрязнения окружающей среды. Однако в настоящее время наиболее приемлемой является добровольная форма проведения экологического страхования. Это объясняется следующими причинами:

  • отсутствует необходимая законодательная база для внедрения обязательного страхования и не разработаны отраслевые методики по экологическому страхованию;
  • не создан статистический банк данных по техногенным авариям и катастрофам;
  • отсутствуют бюджетные средства, необходимые для формирования государственного экологического страхового фонда.

  •    В связи с вышеперечисленным причинами на начальном этапе целесообразно апробировать механизм добровольного экологического страхования, а затем по мере разработки необходимой нормативно-методической документации внедрять обязательное страхование.
       Непременным условием экологического страхования должна быть взаимная заинтересованность страховщика и страхователя в превентизации аварий, в предотвращении ущерба окружающей среде. У того и у другого возникают свои страховые интересы: у страхователя – компенсация прямых и косвенных убытков, у страховщика – извлечение прибыли.
       В страховом договоре предусматривается, что страхователь уплачивает страховщику установленные страховые премии (взносы), а при наступлении страхового события возмещение ущерба в пределах определенной страховым договором страховой суммы (лимита ответственности) и срока страхования производит страховщик. В договоре страхования могут быть оговорены и иные условия, в частности, возможность уменьшения страховых премий в случае осуществления страхователем природоохранных мероприятий, снижающих вероятность или ожидаемую величину наносимого ущерба, а также участие страхового фонда в финансировании указанных мероприятий. Часть страховых премий при определенных условиях (ненаступление страхового события по истечении конкретного периода времени, снижение экологического риска у страхователя и др.).
       Экологическое страхование создает взаимную экономическую заинтересованность страхователей и страховщиков в снижении риска экологических аварий. Страхователь заинтересован в повышении своей экологической безопасности помимо всех прочих факторов еще и потому, что с ростом вероятности аварий растут и ставки страховых премий, кроме того, в виде поощрения безаварийности страхователь получает ряд экологических льгот – возврат установленной части страховой премии, льготные условия продления страхового договора и т.д. Тем более заинтересован в снижении экологического риска страховщик, который в этих целях предпринимает ряд предупредительных мероприятий, например, проводит экологическую ревизию (аудирование) состояния страхователя. Ему вменяется в обязанность расходовать часть разницы между суммой собранных страховых премий и выплаченных страховых возмещений на экологическое аудирование страхователей, улучшение службы мониторинга окружающей среды и другие экологические нужды.
       Страховые экологические фонды должны стать аккумуляторами средств, собранных на коммерческой основе для природоохранных целей.
       Помимо средств, полученных через систему экологического страхования, в их состав надо включить часть финансовых ресурсов, образующихся от реализации предложений по специальному порядку приватизации предприятий с учетом их экологической опасности.
       Обязательные отчисления на экологическое страхование за счет платежей за загрязнение и уменьшение налоговых поступлений в региональные внебюджетные фонды создают правовую основу для местных властей по использованию части этих средств на финансирование региональных природоохранных мероприятий. Всеми сторонами должен соблюдаться принцип коммерческого расходования средств, предусматривающий, по возможности, приращение ресурсов фондов. Это достигается разумной диверсификацией капиталов.
       В сложивщейся экономической ситуации целесообразно применение экологического страхования как наиболее перспективного экономического механизма обеспечения экологической безопасности государства.
       Для эффективности реализации экономического механизма предотвращения и компенсации убытков от аварийного загрязнения окружающей среды неоходимы развитие и совершенствование нормативно-правовой базы экологического страхования.
       Анализ аварийного загрязнения окружающей природной среды предприятиями наглядно характеризует сложившуюся в мире экологическую ситуацию как представляющую серьезную экологическую опасность для окружающей природной среды и здоровья населения.
       Развитие экологического страхования требует скорейшего решения следующих задач: классификации рисков, подлежащих страхованию; установления пределов материальной ответственности юридических лиц за возможный ущерб; разработке методов количественного прогнозирования экономического ущерба. Вопросы экологического страхования следует также увязывать с вопросами лицензирования и сертификации.
       В ситуации, сложившейся в экономически развитых странах, в том числе и в России, где размещено значительное число потенциально опасных промышленных объектов, все принимаемые хозяйственные решения. В первую очередь, связанные с риском для жизни людей на конкретной территории, следует обосновывать на объективных количественных критериях риска, отдавая приоритет вопросам экологической безопасности промышленных предприятий, а не производственным и, тем более, политическим целям.

       По вопросом дополнительной информации Вы можете связаться с нами ЗДЕСЬ

     

     
         
     
    Рейтинг1 Эксперт1
    Рейтинг2 Эксперт2
    Рейтинг3 Эксперт3
    Рейтинг4 Эксперт4
    Рейтинг5 Эксперт5
    Рейтинг6 Эксперт6
    Рейтинг8 Эксперт8
    Рейтинг9 Эксперт9
    Рейтинг10 Эксперт10
    Рейтинг11 Эксперт11
    Рейтинг12 Эксперт12
    Рейтинг13 Эксперт13
    Рейтинг14 Эксперт14
    Рейтинг15 Эксперт15
    Рейтинг16 Эксперт16
    Рейтинг17 Эксперт17
       
     
    TrueInsurance.ru О проекте Страховые компании Калькуляторы Форум Каталог автомобилей Контакты Студия KreKKer
     
    Яндекс.Метрика