О проекте
Страховые продукты
Страховые термины
Форум
Обратная связь
Каталог автомобилей
Правила страхования
Калькуляторы
РСА
Мошенничество
 
 
 
  12.01.2018  
Почему электронный полис ОСАГО до сих пор нужно печатать на бумаге
 
  Электронный вариант ОСАГО существует уже несколько лет, однако назвать его по-настоящему цифровым до сих пор нельзя.    
 
   Впервые электронное ОСАГО в России появилось более двух лет назад: с 1 июля 2015 г. года стало законодательно возможно продлить существующий полис через интернет, без обращения в офлайновый офис страховой компании. С 1 января 2016 г. большинство крупных страховщиков стали через сеть не только пролонгировать существующие договоры обязательного страхования автогражданской ответственности, но и оформлять новые. А с 1 января 2017 г. в силу вступили поправки в закон, согласно которым все страховые компании, занимающиеся ОСАГО, обязаны обеспечить возможность заключения электронных договоров с каждым обратившимся к ним лицом.
   Если страховщики выдачу электронных полисов обеспечили, то сотрудники ГИБДД к цифровым новшествам оказались не готовы: как проверить полис автовладельца, если, по сути, е-ОСАГО в физическом мире не существует, — этот вопрос до сих пор окончательно не решен. После появления первых электронных полисов последовал вал штрафов автовладельцам по причине якобы отсутствующего ОСАГО: многие инспекторы просто не воспринимали такой полис как реально действующий документ. Тем более что автовладельцы зачастую в качестве доказательства того, что ОСАГО имеется, предъявляли просто номер полиса, полученный в смс или по электронной почте. И хотя на сайте Российского союза автостраховщиков (РСА) указано, что «электронный полис ОСАГО имеет такую же юридическую силу, как и страховой полис, оформленный на бланке строгой отчетности в офисе страховщика», сотрудники ГИБДД зачастую просто игнорировали эту информацию.
   В результате появились очередные законодательные изменения: 23 июня 2016 г. в действие вступила поправка к ФЗ № 40 «Об обязательном страховании автогражданской ответственности», согласно которой «водитель транспортного средства обязан иметь при себе [...] распечатанную на бумажном носителе информацию о заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа и передавать соответствующий документ для проверки сотрудникам полиции, уполномоченным на то в соответствии с законодательством Российской Федерации».
   Соответствующие рекомендации появились и на сайте РСА. «Полученный электронный полис ОСАГО необходимо распечатать и иметь при себе при управлении транспортным средством».
   При этом какого-то дополнительного заверения обычной черно-белой распечатки, как, скажем, синяя печать, не требуется.
      — В отличие от обычного полиса, распечатка сама по себе не удостоверяет факт страхования автовладельца по ОСАГО, а лишь предоставляет сотрудникам ДПС необходимую информацию для проведения такой проверки — главным образом номер полиса.
   Автовладельцы, привычные к цифровому миру, стали высказывать вполне обоснованное недоумение: какой смысл в электронном полисе, если все равно нужен физический носитель? И не просто физический, а именно бумажный: предъявленный на экране смартфона скан или пдф электронного полиса сотрудники ГИБДД не рассматривают.
   Хотя рекомендации о том, чтобы считать такой вариант правомерным, есть. Еще в 2015 г. все службы Госавтоинспекции получили от Управления МВД письмо № 13/12-у-4440 с разъяснениями действий при предъявлении электронного полиса. Чуть позже, 4 сентября 2015 г., первый заместитель председателя Правительства РФ Игорь Шувалов дал указание № 13/12-у-6112 ГУОБДД МВД России, согласно которому сотрудникам ДПС рекомендовано проверять электронные полисы ОСАГО с помощью баз данных РСА.
      — Положения закона федерального уровня в юридическом приоритете над законодательными нормативами низшего уровня, поэтому рекомендации МВД и вице-премьера так и остаются рекомендациями.
   Сотрудники ГИБДД пользуются этим, требуя у водителей распечатку е-ОСАГО на бумажном носителе. Конечно, распечатать и возить с собой полис несложно. Трудности возникают, если, например, автомобиль эвакуировали.
   Недавний случай. Накануне Нового года в городе появились знаки, запрещающие парковку автомобилей в тех местах, где долгое время такая парковка разрешалась. Никаких дополнительных предупреждений о введении ограничений не было, водители парковались на привычных местах, попросту не заметив знаки. При эвакуации автомобиля они оказывались без полиса ОСАГО, ведь большинство автовладельцев хранят этот документ в автомобиле, чтобы не копаться в бумагах и быстро предъявить требуемое, если остановит сотрудник ДПС.
   Чтобы забрать автомобиль со штрафстоянки, требуется предъявить сотрудникам ГИБДД документы на автомобиль, водительское удостоверение и полис ОСАГО. Принять в качестве доказательства наличия полиса скан на экране смартфона они отказываются, аргументируя это положениями ФЗ. «С моральной точки зрения они, конечно неправы, но с юридической — вполне».
      — Удобство е-ОСАГО пока что исключительно в приобретении полиса без участия агентов и страховых. Раз законом указано, что полис ОСАГО водитель должен иметь при себе и передавать по требованию сотруднику полиции, они его и просят. И требование вполне правомерно.
   Впрочем, в самой полиции тоже нет однозначного мнения на этот счет. Во время недавнего эфира на радио «Серебряный дождь» представитель городской ГИБДД заявил, что скан е-ОСАГО, предъявленный на экране телефона, можно считать за документ (запись эфира можно посмотреть здесь, вопрос о полисах — на 17-й минуте).
      — [в случае с эвакуацией] Можно смело заявлять все возможные доказательства того, что у вас есть страховой полис. У сотрудников имеется возможность проверить эту информацию. Конечно, если полис именно электронного типа.
   Отметим, что еще в 2017 г. заместитель министра финансов РФ Алексей Моисеев заявлял СМИ, что водителей освободят от обязанности предъявлять распечатку электронного полиса ОСАГО.
      — История, которую мы сейчас двигаем, — это полностью электронный полис ОСАГО: инспекторы будут проверять подлинность полиса на своих электронных устройствах.
   По словам замминистра, соответствующие поправки в законодательство должны были вынести на обсуждение Госдумы в ближайшее время. «Необходимость возить с собой копию полиса отпадет уже в начале 2018 г.», — заявлял Моисеев ИА ТАСС в ноябре прошлого года.
   По данным автоправозащитников, систему определения подлинности е-ОСАГО должны были запустить еще в декабре 2017 г. «Это был крайний срок — обещали сделать это раньше, но срок традиционно сорвали», — отмечает автоюрист Илья Кулик. По его мнению, когда база будет запущена, проблемы с распечатками е-ОСАГО резко уменьшатся.
      — Прогрессивные работники ДПС, оснащенные соответствующим оборудованием, имеющим доступ в интернет, давно проверяют е-ОСАГО через публичную базу РСА. Однако в ГИБДД еще немало сотрудников, у которых нет соответствующего оборудования или доступа в сеть, и они ошибочно считают себя вправе штрафовать водителей е-ОСАГО.
   Пока законодательных изменений не произошло, правозащитники все же советуют возить с собой распечатку электронного полиса. «Можно сделать пару штук: одна пусть будет в автомобиле, другая постоянно с вами — на случай внезапной эвакуации авто, чтобы вам не пришлось из отделения гнать на штрафстоянку за распечаткой, которая лежит в авто, потом снова в отделение за постановлением и опять на штрафтоянку — забирать автомобиль».

 
   

 

 
   
 
Рейтинг1 Эксперт1
Рейтинг2 Эксперт2
Рейтинг3 Эксперт3
Рейтинг4 Эксперт4
Рейтинг5 Эксперт5
Рейтинг6 Эксперт6
Рейтинг8 Эксперт8
Рейтинг9 Эксперт9
Рейтинг10 Эксперт10
Рейтинг11 Эксперт11
Рейтинг12 Эксперт12
Рейтинг13 Эксперт13
Рейтинг14 Эксперт14
Рейтинг15 Эксперт15
Рейтинг16 Эксперт16
Рейтинг17 Эксперт17
   
 
TrueInsurance.ru О проекте Страховые компании Калькуляторы Форум Каталог автомобилей Контакты Студия KreKKer