Первые легковые беспилотные автомобили появились в городе в 2018 году. В июне 2020 года к ним добавился еще и грузовой беспилотный автомобиль Университета Иннополис. Как сообщаают эксперты информационного проекта «ОСАГО: общественная экспертиза», беспилотники уже сегодня могли бы перевозить пассажиров и грузы.
Их отсутствие на дорогах связано лишь с необходимостью изменения административно-законодательной базы. Вместе с тем, страховщикам предстоит создать специальные продукты автострахования для беспилотных транспортных средств.
Так, изменения в ОСАГО, в первую очередь, коснутся переоценки факторов риска. Наиболее остро встает вопрос, кто будет нести ответственность в случае нарушения правил дорожного движения беспилотным автомобилем, либо в случае, если он станет виновником аварии. Эксперты полагают, что скорее всего потребуется ввести коллективную ответственность для марки автопилота, который установлен в автомобиле, а не оценивать каждый конкретный автомобиль.
- Автопилоты уже давно водят и гораздо лучше, чем средний водитель. Их зачем-то пытаются довести до идеала и научить водить безупречно, с нулевыми ошибками, чего в реальной жизни не бывает никогда и нигде. Но так происходит потому, что все новое пугает в принципе. Потихоньку ситуация меняется. На западе уже 69% страхователей согласны на установку телематических датчиков в автомобиль, а 44% опрошенных автовладельцев выразили интерес к приобретению беспилотных автомобилей.
С точки зрения страхования беспилотных автомобилей здесь получается скомбинированный расчет риска. С одной стороны, сам водитель, как человек генерирующий какие-то риски за рулем плюс система помощи ему, которая должна уровень этого риска снижать. Страховой тариф должен возникать на стыке одного и второго, - считает директор по отраслевым решениям в страховании IT-компании «КРОК» Андрей Крупнов.
Так, страхование ОСАГО будет меняться и уходить в цифровую сторону, что постепенно происходит уже сегодня.
Напомним, основным документом в РФ в части регулирования является постановление Правительства России № 1415 «О проведении эксперимента по эксплуатации на автодорогах высокоавтоматизированных транспортных средств» от 26 ноября 2018 года. Согласно этому постановлению, Москва и Республика Татарстан объявлены территориями эксперимента, целью которого является подтверждение возможности использования беспилотников на дорогах общего пользования, разработка соответствующих документов и регламентов. Впоследствии круг территориальных субъектов РФ, где разрешено тестирование, был расширен. С 1 марта 2020 года в эксперимент вошли Владимирская, Ленинградская, Московская, Нижегородская, Новгородская и Самарская области, Чувашская Республика, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, Краснодарский край и Санкт-Петербург.