Государственный внебюджетный фонд – это, с одной стороны, фонд денежных средств, созданный государством отдельно от бюджета для финансового обеспечения выполнения определенных задач, а с другой стороны, организация, осуществляющая управление этим денежным фондом. Данные внебюджетные фонда определены в Бюджетном кодексе РФ как элемент бюджетной системы, поэтому представляют собой элемент системы государственных финансов, теснейшим образом связанный с бюджетной системой страны. Прежде всего, их объединяет единый источник финансовых ресурсов – национальный доход. Государство аккумулирует часть национального дохода и осуществляет перераспределение сформированных финансовых ресурсов между отраслями и секторами экономики, а так же между отдельными слоями и группами населения.
Далее более подробно рассмотрим такой вид государственных внебюджетных фондов, как Федеральный фонд медицинского страхования, который является самостоятельным государственный некоммерческим финансово-кредитным учреждением.
Можно сказать что прибыль - превышение в денежном выражении доходов от продажи товаров и услуг над затратами на производство и сбыт этих товаров и услуг.
Положения медицинского страхования
Медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья. Таким образом, фонды обязательного медицинского страхования – это государственные внебюджетные фонды, созданные в целях управления обязательным медицинским страхованием и соответственно обеспечения условий для реализации гражданами РФ конституционного права на медицинскую помощь.
К правовым документам, непосредственно регулирующим деятельность фонда, относятся:
Федеральный закон от 28 июня 1991 года №1499-1 «О медицинском страховании граждан РФ» Данный закон определяет правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения Российской Федерации и гарантирует обеспечение конституционного права граждан Российской Федерации на медицинскую помощь. Он закрепляет создание системы фондов обязательного медицинского страхования как совокупности Федерального и территориальных фондов;
Положения о федеральном и территориальном фондах обязательного медицинского страхования, утвержденные постановлением Верховного Совета РФ от 24 февраля 1993 года №1543-1. Это положение определяет основы организации деятельности каждого из фондов, входящих в систему обязательного медицинского страхования;
Устав Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденный постановлением Правительства РФ от 29 июля 1998 года №857. Определяет задачи, функции, источники формирования, органы управления, контроль за деятельностью, порядок ликвидации и реорганизации.
Функции Федерального фонда медицинского страхования
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования является самостоятельным государственным некоммерческим финансово – кредитным учреждением. Федеральный фонд является юридическим лицом, осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
К основным задачам Федерального фонда можно отнести:
- Обеспечение реализации Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан Российской Федерации";
- Обеспечение предусмотренных законодательством Российской Федерации прав граждан в системе обязательного медицинского страхования;
- Достижение социальной справедливости и равенства всех граждан в системе обязательного медицинского страхования;
- Участие в разработке и осуществления государственной финансовой политики в области обязательного медицинского страхования;
- Разработка и осуществление комплекса мероприятий по обеспечению финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования и созданию условий для выравнивания объема и качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам на всей территории Российской Федерации.
Так как функции чаще всего являются следствием задач, то в соответствии с установленными задачами можно выделить следующие функции Федерального фонда:
- Осуществление выравнивания условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования по обеспечению финансирования программ обязательного медицинского страхования;
- Проведение финансирования целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования;
- Организация разработки нормативно – методических документов обеспечивающих реализацию Закона Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»;
- Разработка совместно с органами исполнительной власти, профессиональными медицинскими ассоциациями базовой программы обязательного медицинского страхования граждан;
- Осуществление сбора и анализа информации о финансовых ресурсах системы обязательного медицинского страхования;
- Организация подготовки специалистов для системы обязательного медицинского страхования;
- Осуществление контроля за рациональным использованием финансовых средств системы обязательного медицинского страхования;
- Внесение предложений по совершенствованию законодательных и нормативных актов по вопросам медицинского страхования;
- Изучение и обобщение практики применения нормативных актов по вопросам обязательного медицинского страхования;
- Осуществление международного сотрудничества по вопросам обязательного медицинского страхования;
- Обеспечение организации научно–исследовательских работ в области обязательного медицинского страхования;
- Осуществление других мероприятий по вопросам, относящимся к обязательному медицинскому страхованию.
Финансовая сторона медицинского страхования
Финансовые средства Федерального фонда находятся в государственной собственности Российской Федерации и не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.
В бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования входят:
1. Налоговые доходы:
А. Единый социальный налог – по ставке, установленной Налоговым кодексом Российской Федерации в части, зачисляемой в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
Б. Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, поступающие от уплаты следующих налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:
- Налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 0,5 процента;
- Налога, взимаемого в виде стоимости патента в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 0,5 процента;
- Минимального налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу2 процента;
- Единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности – по нормативу 0,5 процента;
- Единого сельскохозяйственного налога – по нормативу 0,2 процента.
2. Неналоговые доходы:
А. Недоимки, пени и штрафы по взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
Б. Доходы от размещения временно свободных средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования;
В. Штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба.
3. Безвозмездные поступления:
А. Межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые Федеральному фонду обязательного медицинского страхования.
4. Прочие поступления.
Имущество Федерального фонда обязательного медицинского страхования является федеральной собственностью и закрепляется за ним на праве оперативного управления. Фонд вправе осуществлять приносящую доход деятельность. Доход такой деятельности, а так же доходы от использования имущества фонда поступают в распоряжение фонда и используются для реализации вложенных в фонд задач.
В частности, временно свободные финансовые средства фонда в целях защиты от инфляции используются для размещения банковских депозитов и приобретения высоколиквидных государственных ценных бумаг.
Расходы же Федерального фонда обязательного медицинского страхования осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного медицинского страхования, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Руководство деятельностью фонда осуществляется правлением и его постоянно действующим исполнительным органом – исполнительной дирекцией, возглавляемой исполнительным директором. Исполнительный директор фонда назначается на должность правительством Российской Федерации.
Контроль за деятельностью фонда осуществляет ревизионная комиссия.
Правление фонда по мере необходимости, но не реже одного раза в год, назначает аудиторскую проверку деятельности фонда, осуществляемую специализированной организацией, имеющей соответствующую лицензию. Отчет о результатах данной проверки предоставляется на рассмотрение правительства Российской Федерации.
Федеральный фонд ведет учет и отчетность в установленном порядке.
Ликвидация и реорганизация фонда осуществляется в случае принятия соответствующего федерального закона, и проводятся в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Прибыль организации, особенности ее распределения
Обобщающим показателем хозяйственной деятельности организации является прибыль. Можно сказать, что прибыль предприятия – это величина, на которую за определенный период возрастает объем собственных средств организации, а убыток – это величина, на которую за определенный период уменьшается объем собственных средств организации. В наиболее общем виде прибыль – это превышение общей суммы доходов над общей суммой расходов организации. Можно выделить несколько подходов к определению прибыли. Так, существуют понятия «экономическая прибыль», «бухгалтерская прибыль», «налогооблагаемая прибыль».
Экономическая прибыль – это наиболее широкое понятие. Она отражает чистый доход, созданный в процессе коммерческой деятельности, и определяется как разность между выручкой и экономическими издержками. Под экономическими издержками можно понять издержки, как совокупность стоимости других благ, которые возможно было бы приобрести при максимально выгодном использовании ресурсов. Экономическая прибыль является критерием оценки деятельности предприятия и основой для принятия решения о продолжении его деятельности, реорганизации, ликвидации и т.п.
Бухгалтерская прибыль – это прибыль от всех видов деятельности организации, отражаемая в бухгалтерском балансе и других бухгалтерских отчетах. Бухгалтерская прибыль базируется на данных бухгалтерского учета и представляет собой разность между доходами и расходами организации, которые определяются в соответствии с Положениями по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99) и «Расходы организации» (ПБУ 10/99). При этом доходом считается увеличение экономических выгод предприятия в результате поступления различного вида активов (материальных и денежных ценностей) и/или погашения обязательств перед другими субъектами, приводящее к увеличению капитала (за исключением вклада в уставный капитал). Расходом соответственно считается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов и/или увеличения обязательств предприятия, приводящее к уменьшению капитала (за исключением изъятий из уставного капитала).
Налогооблагаемая прибыль – это разность между доходами и расходами, определенными в соответствии с гл. 25 Налогового кодекса РФ «Налог на прибыль организаций».
С вступлением в силу данной главы произошло дальнейшее углубление различий в подходах бухгалтерского учета и налогового законодательства к признанию в отчетном (налоговом) периоде доходов и расходов, что привело к потере информативности для пользователей финансовой отчетности показателя «налог на прибыль». В целях преодоления такого состояния и повышения информативности для пользователей финансовой отчетности показателя «налог на прибыль» начиная с отчетности за 2003 год введено новое Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» (ПБУ 18/01), которое предназначено для расчета суммы налога на прибыль, подлежащего начислению к уплате в бюджет за отчетный период, в системе бухгалтерского учета. Отчет о прибылях и убытках (форма № 2), составленный с учетом требований ПБУ18/01, позволяет представить пользователям, с одной стороны, налог на прибыль от показателя прибыли (убытка), исчисленного по результатам хозяйственной деятельности организации, отраженным в бухгалтерском учетов порядке, установленном нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету РФ (бухгалтерская прибыль).
С другой стороны, путем специальных корректировок (так называемых постоянных и временных положительных и отрицательных разниц) показать, как бухгалтерская прибыль трансформируется в налогооблагаемую.
В финансовой отчетности организации представлены следующие виды прибыли:
- Валовая прибыль – разность между выручкой-нетто (выручкой за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и др.) и себестоимостью проданной продукции (товаров, работ, услуг.);
- Прибыль (убыток) от продаж – валовая прибыль, уменьшенная на сумму коммерческих и управленческих расходов;
- Прибыль (убыток) до налогообложения – прибыль от продаж, увеличенная на сумму прочих доходов (проценты к получению, доходы от участия в других организациях, прочие операционные и внереализационные доходы) и уменьшенная на прочие расходы (проценты к уплате, прочие операционные и внереализационные расходы);
- Чистая прибыль (убыток) – прибыль (убыток) до налогообложения, уменьшенная на величину отложенных обязательств, величину текущего налога на прибыль и увеличенная на величину отложенных налоговых активов.
Чистая прибыль – это часть прибыли, которая остается в распоряжение организации после налогообложения и предназначена исключительно на цели, определяемые собственниками предприятия. Она является единственным источником средств для выплаты дивидендов в акционерных обществах, а также источником средств для их распределения между участниками обществ с ограниченной ответственностью. Кроме того, в соответствии с учредительными документами часть чистой прибыли направляется на формирование резервного капитала.
Распределение и использование прибыли является важным хозяйственным процессом, обеспечивающим как покрытие потребностей организаций, так и формирование доходов Российского государства. Механизм распределения прибыли должен быть построен таким образом, чтобы всемерно способствовать повышению эффективности производства, стимулировать развитие новых форм хозяйствования.
В зависимости от объективных условий общественного производства на различных этапах развития российской экономики система распределения прибыли менялась и совершенствовалась. С развитием приватизации и акционирования организации имеют право использовать полученную прибыль по своему усмотрению, кроме той ее части, которая подлежит обязательным вычетам, налогообложению и другим направлениям в соответствии с законодательством.
Таким образом, возникает необходимость в четкой системе распределения прибыли прежде всего на стадии, предшествующей образованию чистой прибыли, т. е. прибыли, остающейся в распоряжении предприятий и организаций.
Экономически обоснованная система распределения прибыли в первую очередь должна гарантировать выполнение финансовых обязательств перед государством и максимально обеспечить производственные, материальные и социальные нужды предприятий и организаций. Рассмотрим, как корректируется валовая прибыль в процессе распределения, а так же сразу поясним причины исключения из валовой прибыли некоторых видов доходов, платежей, отчислений.
Начиная с 1991 г. из валовой прибыли вычитаются платежи за пользование природными ресурсами (землю, воду, полезные ископаемые). Эти платежи носят название рентных, так как обусловлены наличием дифференциальной ренты, возникающей при более благоприятных природных условиях. В связи с этим у предприятий образуется дополнительный доход, не заработанный усилиями трудового коллектива, который и подлежит перечислению в бюджет на общегосударственные нужды. Ресурсные платежи действуют независимо от фактически сложившейся доходности предприятия и являются важнейшим фактором ресурсосбережения.
В процессе дальнейшего распределения валовая прибыль уменьшается на следующие виды доходов (прибыли):
- Платежей за пользование природными ресурсами (так называемых рентных платежей);
- Доходов от долевого участия в деятельности других организации, находящихся в пределах Российского государства;
- Дивидендов и процентов, полученных по акциям, облигациям и другим ценным бумагам, принадлежащим данной организации;
- Доходов от сдачи в аренду и других видов использования имущества.
Затем валовая прибыль уменьшается на сумму прибыли:
- От проведения массовых концертно-зрелищных мероприятий на открытых площадках, стадионах, вмещающих более 2000 человек;
- от посреднических операций и сделок.
Валовая прибыль уменьшается на сумму прибыли от долевого участия в деятельности других предприятий: дивиденды, проценты, полученные по акциям, облигациям и другим ценным бумагам, принадлежащим данному предприятию; от проведения массовых концертно-зрелищных мероприятий на открытых площадках, стадионах, а так же от работы казино, видеосалонов, игровых автоматов, вследствие, того, что эти виды доходов (прибыли) являются объектом самостоятельного обложения налогом, а потому во избежание двойного обложения исключаются из состава валовой прибыли.
Из валовой прибыли производятся отчисления в резервные или другие аналогичные фонды, исключаются суммы прибыли, по которой установлены налоговые льготы.
Из валовой прибыли исключаются доходы от сдачи в аренду и других видов использования имущества, а также прибыль от посреднических операции и сделок, расчет налога по которым осуществляется ином порядке. При этом следует учесть, что к посреднической деятельности не относится работа заготовительных, снабженческо-сбытовых, торговых организаций (кроме операции и сделки, производство и реализация сельскохозяйственной продукции).
С 1994 г. из валовой прибыли исключаются также доходы юридических лиц по государственным облигациям и другим государственным ценным бумагам, а также от оказания услуг по размещению государственных ценных бумаг и резервов Федерального казначейства РФ, не подлежащие обложению налогом на прибыль. Оставшаяся после этих корректировок валовая прибыль является объектом налогообложения и именуется налогооблагаемой прибылью. После уплаты налога остается так называемая чистая прибыль. Эта прибыль находится в полном распоряжении организации и используется ею самостоятельно.