А если требуется доплатить несколько сот тысяч? К добровольному страхованию автогражданской ответственности прибегают именно для того, чтобы обезопасить себя от подобных выплат.
Принцип действия полисов ДСАГО
Итак, предусмотрительный водитель решился на заключение договора ДСАГО. Он выбирает подходящую сумму возмещения, от 1 000 000 рублей, и покупает полис. Если случается дорожное происшествие по его вине, то выплаты сначала будут производиться по ОСАГО, и только недостающая разница по ДСАГО. Получается, что у обоих полисов схожий характер – компенсация вреда, причиненного водителем.
К ним относятся:
- Расходы по восстановлению трудоспособности или здоровья пострадавших;
- Заработок, которого лишился пострадавший, потеряв трудоспособность из-за происшествия;
- Содержание семьи погибших пострадавших;
- Погребение пострадавших;
- Расходы по восстановлению имущества;
- Оплата имущества, не подлежащего восстановлению.
ДСАГО смело предъявляется, если исчерпываются возможности ОСАГО при повреждении других автомобилей, уличного освещения, светофоров, автобусных остановок, заборов, рекламных щитов.
Добровольным страхованием автогражданской ответственности не предусмотрена оплата:
- Ремонта собственного авто;
- Ремонта потерпевшего авто, если оно управлялось на незаконных основаниях;
- Ремонта потерпевшего авто, если водитель умышленно «подставил» транспортное средство, желая получить страховку;
- Лечения собственной семьи;
- Ущерба собственным работникам, если они на момент аварии исполняли свои рабочие обязанности;
- Ущерба, если застрахованный автомобиль на момент происшествия участвовал в законных гонках, испытаниях, соревнованиях, учебных мероприятиях (все должно происходить на специализированных трассах);
- Ущерба окружающей среде;
- При противоправных действиях застрахованного водителя (авария совершена умышленно, нетрезвое вождение, действие лекарств, отсутствие требуемых для вождения документов или они просрочены, скрылся с места аварии, отказался пройти медицинскую экспертизу после происшествия);
- Ущерба в случае форс-мажора (природные катаклизмы, непреодолимые или чрезвычайные обстоятельства);
- Испорченного груза, который перевозился на прицепе;
- Ремонта прицепа;
- Ущерба, если столкновение произошло в момент погрузки или выгрузки;
- Ущерба, нанесенного антиквариату, сооружениям с культурной или исторической ценностью, изделиям из благородных металлов или ценных камней, наличным деньгам или ценным бумагам, интеллектуальной собственности или культовым предметам;
- Ущерба, если в автомобиле вмещались пассажиры или груз с превышением норм;
- Ущерба, если автомобиль управлялся не застрахованным водителем;
- Морального вреда;
- Штрафов.
Но самое главное условие – наличие обязательного страхования, без него добровольное просто не является действительным, т.к. заключение такого договора не имеет смысла.
Сроки действия полисов ДСАГО
Стандартный срок действия страховки – год. Иногда страховики идут навстречу клиенту и оформляют договор на меньшее время (даже на месяц) при условии, что даты окончания обязательной страховки и добровольной совпадут. Полис можно продлевать или расторгать досрочно. Если у машины меняется владелец, то об этом уведомляется страховая компания и договор расторгается.
Также обязательно надо уточнять и о новых лицах, которые допускаются к вождению застрахованного авто. Если по их вине происходит происшествие, а в договоре они не указаны, то страховая сумма не выплачивается.
Стоимость полиса ДСАГО
В целом расширение ОСАГО полис ДСАГО – услуга относительно не дорогая, напрямую зависящая от суммы покрытия. В разных страховых компаниях стоимость ДСАГО колеблется от 0,1% до полпроцента от всей страховой суммы. Также нет одинаковой ценовой политики относительно категорий транспорта, водительского стажа и возраста водителя, юридического и физического лица. Чтобы рассчитать ДСАГО некоторые страховики требуют осмотра авто или его фото. Делается это в избежание мошеннических действий. Например, подозрение вызывает высокая сумма покрытия, больше двух миллионов рублей.
Виновный на момент покупки полиса уже должен за ремонт разбитой машины, он сговаривается с другой стороной и подделывает дату аварии. Опасаясь именно таких ситуаций, страховщики хотят убедиться в том, что транспорт в порядке. Но в целом процедура расчета идентична с расчетом ОСАГО: учитываются тип авто, мощность, год его выпуска, возраст всех допущенных к вождению, их стаж и общее количество.
Если постоянно держать руку на пульсе всех доступных страховиков, то можно попасть на акции и скидки. Обычно стоимость ДСАГО падает, если полис оформляется одновременно с ОСАГО или (и) КАСКО в одной компании. Такой вариант удобен не только ценой, но и тем, что не надо после происшествия бегать по разным инстанциям. Обычно полисы добровольного страхования не продаются в рассрочку, но бывают исключения. Также редко встречаются готовые полисы ДСАГО как отдельный продукт, не требующий предварительных расчетов.
Фактором увеличения стоимости ДСАГО может стать половой признак. Некоторые страховики женщинам полисы продают дороже, чем мужчинам. ДСАГО без учета износа тоже дороже, причем в два раза, как правило.
Нюансы договоров ДСАГО
Не стоит бросаться к первому попавшемуся страховщику или приобретать заманчиво дешевый полис. Лучше обсудить со страховым агентом все тонкости данного страхования, и только после этого заключать договор. Например, полис можно прикрепить к машине или конкретному человеку. Что выгоднее водителю: вписать несколько машин либо несколько людей?
Также среди нюансов разных страховых компаний может быть:
- возмещение судебных расходов в страховом случае;
- штрафные меры за чрезмерное количество аварий в срок действия полиса;
- разделение страховой суммы по частям, по принципу ОСАГО. Например, две трети страховой суммы предназначаются только для возмещения ущерба здоровью или человеческой жизни, а только остальная треть возмещает ущерб имуществу (то есть средства, отпущенные на ремонт пострадавшего авто значительно меньше, чем указано в полисе);
- расширенный до многомиллионной суммы лимит, например 30 миллионов рублей. Не всякий страховик потом сможет выплатить эту сумму на самом деле. Часто такие лимиты являются просто рекламным ходом;
- невозможность отдельного оформления ДСАГО без покупки других страховых программ у этого же страховщика;
- возмещение ущерба пассажирам автомобиля виновника происшествия (но никак не его водителю!);
- отказ страховать автомобиль, используемый как такси;
- отказ выплачивать страховку в случае нарушения дорожных правил.
Обязательно надо быть готовым к тому, что добровольная автогражданка ДСАГО включает в себя франшизу, равную страховой сумме по ОСАГО. То есть всякая страховая компания освобождена от выплаты 500 тысяч рублей.
Некоторых водителей смущает эта обязательная франшиза и они начинают думать, что проще иметь только добровольную страховку, не обременяя себя дорогостоящей обязательной. Да, на самом деле ОСАГО может стоить в два, а то и три раза дороже. Но по закону этот полис обязателен для всех водителей. Никакая другая страховка, даже ДСАГО без учета износа не начнет свое действие, пока в силу не вступит обязательное автострахование. И выплаты по добровольному страхованию начинаются только в том случае, если у обязательного исчерпались ресурсы выплаты.
Именно из-за непонимания принципа действия добровольной автогражданки некоторые водители не решаются на ее приобретение. Обязательные страховые полисы ограничены скромной суммой страховых выплат. А практика показывает, что чем крупнее город, тем больше вероятность дорожных происшествий с печальными последствиями. И виновник аварии может посчитать себя везучим, если он задел только один автомобиль.