Легковые автомобили: (транспортные средства категории «B»), используемые в качестве такси
4110
7399
Грузовые автомобили (транспортные средства категории «C», «CЕ»):
с разрешенной максимальной массой 16 тонн и менее
2807
5053
с разрешенной максимальной массой более 16 тонн
4227
7609
Автобусы (транспортные средства категории «D», «DЕ»):
с числом пассажирских мест до 16 включительно
2807
5053
с числом пассажирских мест более 16
2246
4044
используемые на регулярных перевозках с посадкой и высадкой пассажиров как в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок, так и в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок
4110
7399
Троллейбусы (транспортные средства категории «Tb»)
2246
4044
Трамваи (транспортные средства категории «Tm»)
1401
2521
Тракторы, самоходные дорожно - строительные и иные машины*, за исключением транспортных средств, не имеющих колесных движителей
899
1895
2. ОСАГО коэффициент территории (КТ)
Территория преимущественного использования: для юридических лиц – место регистрации транспортного средства, для физических лиц – место жительства собственника транспортного средства
Коэффициент для транспортных средств, за исключением тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним (КТ)
Коэффициент для тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним (КТ)
Объект применения КБМ – водитель или собственник конкретного транспортного средства.
По договорам ОСАГО с неограниченным использованием транспортного средства, предусматривающим управление транспортным средством любыми водителями, объектом применения КБМ является собственник указанного в договоре транспортного средства.
По договорам ОСАГО с ограниченным использованием транспортного средства, предусматривающим управление транспортным средством только указанными страхователем водителями, объектом применения КБМ является водитель.
Начальный класс КБМ – класс КБМ, который был определен для объекта применения КБМ на момент заключения предыдущего договора в отношении указанного объекта. Начальный класс КБМ используется для определения КБМ по новому договору в соответствии с таблицей перехода:
Класс на начало годового срока страхования:
Значение коэффициента (кбм):
Класс на окончание годового срока страхования, после N страховых выплат:
0
1
2
3
4+
М
2,45
0
М
М
М
М
0
2,3
1
М
М
М
М
1
1,55
2
М
М
М
М
2
1,4
3
1
М
М
М
3
1
4
1
М
М
М
4
0,95
5
2
1
М
М
5
0,9
6
3
1
М
М
6
0,85
7
4
2
М
М
7
0,8
8
4
2
М
М
8
0,75
9
5
2
М
М
9
0,7
10
5
2
1
М
10
0,65
11
6
3
1
М
11
0,6
12
6
3
1
М
12
0,55
13
6
3
1
М
13
0,5
13
7
3
1
М
Принципы КБМ:
1. Для определения значения КБМ используется информация о наличии или отсутствии страховых выплат, произведенных страховщиками по предшествующим договорам. Произведенные страховщиком страховые выплаты по одному страховому случаю рассматриваются как одна страховая выплата.
2. Положительная страховая история рассматривается только по договорам со сроком действия 1 год.
3. При заключении договоров ОСАГО со сроком страхования менее одного года КБМ не применяется (КБМ=1).
4. Договоры обязательного страхования, по которым установлен ограниченный период использования ТС, являются договорами со сроком страхования один год.
5. Учитывается только информация о предыдущих договорах, прекративших свое действие в течение одного года до даты начала срока страхования по новому договору. Если прошло более года со дня окончания последнего договора обязательного страхования, то КБМ=1.
6. При отсутствии информации о предыдущих договорах присваивается класс КБМ 3 (КБМ=1).
7. При ограниченном списке КБМ определяется и присваивается по каждому водителю, допущенному к управлению транспортным средством. При расчете тарифа по новому договору применяется наихудшее значение КБМ из указанных. Смена собственника ТС не приводит к изменению КБМ, если список лиц допущенных к управлению остался без изменений.
8. При неограниченном списке КБМ определяется на основании информации в отношении указанного в договоре страхования транспортного средства и собственника транспортного средства (связка: собственник + ТС). КБМ присваивается собственнику ТС. При наличии в собственности нескольких транспортных средств, класс КБМ присваивается собственнику по каждому транспортному средству, независимо от класса КБМ по другому ТС. При смене собственника или ТС - КБМ=1.
9. При досрочном расторжении предыдущего договора страховая история по нему учитывается только при наличии выплат (на повышение) при отсутствии выплат понижение не применяется - КБМ по новому договору равна начальному КБМ по досрочно прекращенному договору. Аналогичным образом используется информация о предыдущих договорах в отношении конкретного водителя в случаях, когда указанный водитель был допущен к управлению транспортным средством по договору на срок менее одного года.
Примечание.
Аналогичным образом используется информация о предыдущих договорах в отношении конкретного водителя в случаях, когда указанный водитель был допущен к управлению транспортным средством по договору (указан в качестве лица, допущенного к управлению транспортным средством) на срок менее одного года.
10. При переходе с неограниченного списка лиц на ограниченное количество лиц допущенных к управлению КБМ определяется в отношении каждого водителя, допущенного к управлению ТС по новому договору, на основании имеющейся информации о предыдущих договорах. Если каким-либо водителем представлена информация, согласно которой предыдущий договор обязательного страхования был заключен на условиях, неограниченного списка лиц, то представленная информация учитывается только в том случае, если водитель являлся собственником указанного в информации ТС.
11. При переходе с ограниченного количества лиц допущенных к управлению на неограниченный список лиц в качестве начального класса КБМ применяется класс КБМ определенный для собственника (не для водителя-собственника) в отношении данного ТС, при невозможности его установления применяется класс, который был определен по последнему предыдущему договору (КБМ договора) с учетом отсутствия или наличия выплат в не зависимости от того, какое лицо управляло транспортным средством в момент страхового случая (учитываются все выплаты).
12. При внесении изменений в список лиц допущенных к управлению КБМ пересчитывается с учетом информации по вновь допущенному или исключенному водителю.
Важно!
При этом следует иметь в виду, что при определении КБМ используется только информация о предыдущих договорах, прекративших свое действие в течение одного года до даты начала срока страхования по новому договору обязательного страхования (а не до даты внесения изменения в договор).
13. Порядок определения КБМ для конкретного водителя при наличии информации о нескольких предыдущих договорах:
При наличии информации о конкретном водителе по нескольким договорам обязательного страхования, в качестве начального класса КБМ используется класс, который был определен при заключении последнего закончившегося договора обязательного страхования сроком действия 1 год. При этом учитываются все страховые выплаты по предыдущим договорам обязательного страхования, закончившимся не более чем за один год до даты начала срока страхования по новому договору обязательного страхования.
При наличии информации о двух (или более) предыдущих договорах, срок действия которых закончился в один день, и которые являются последними закончившимися договорами, в качестве начального класса КБМ используется минимальный класс КБМ, из определенных при заключении указанных договоров.
4. Коэффициенты ОСАГО допущенных до управления транспортным средством (КО)
Коэффициент (КО)
Договор обязательного страхования предусматривает ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством:
1
Договор обязательного страхования не предусматривает ограничения количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством
1,8
ВАЖНО!!!
Внимание, применение коэффициента при страховании гражданской ответственности владельцев ТС, зарегистрированных в иностранных государствах и временно используемых на территории РФ.
Коэффициент КО равный 1 может быть применен только в том случае если одновременно выполнены следующие условия:
1. Собственник транспортного средства – физическое лицо;
3. К управлению транспортным средством допущены только указанные страхователем водители.
Во всех случаях, когда либо собственник транспортного средства, либо страхователь, либо и собственник и страхователь являются юридическими лицами коэффициент КО равен 1,8.
5. Коэффициент ОСАГО возраста и стажа водителя (КВС)
Стаж, лет
Возраст, лет
0
1
2
3-4
5-6
7-9
10-14
Более 14
16—21
1,87
1,87
1,87
1,66
1,66
-//-
-//-
-//-
22—24
1,77
1,77
1,77
1,04
1,04
1,04
-//-
-//-
25—29
1,77
1,69
1,63
1,04
1,04
1,04
1,01
-//-
30—34
1,63
1,63
1,63
1,04
1,04
1,01
0,96
0,96
35—39
1,63
1,63
1,63
0,99
0,96
0,96
0,96
0,96
40—49
1,63
1,63
1,63
0,96
0,96
0,96
0,96
0,96
50—59
1,63
1,63
1,63
0,96
0,96
0,96
0,96
0,96
Старше 59
1,60
1,60
1,60
0,93
0,93
0,93
0,93
0,93
ВАЖНО!!!
Внимание применение коэффициента при страховании гражданской ответственности владельцев ТС, зарегистрированных в иностранных государствах и временно используемых на территории РФ.
Коэффициент КВС используется только при обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, СОБСТВЕННИКОМ и СТРАХОВАТЕЛЕМ которых является физическое лицо.
Если в страховом полисе указано более одного лица, допущенного к управлению транспортным средством, то для расчета страховой премии принимается максимальный коэффициент КВС из всех коэффициентов КВС, определенных для каждого лица, допущенного к управлению транспортным средством.
В случае если в поле «К управлению ТС допущены только следующие водители» поставлена отметка «Без ограничений» (допуск без ограничений), то КВС равен 1.
Важно! Данный коэффициент НЕ ПРИМЕНЯЕТСЯ:
- при страховании гражданской ответственности владельцев прицепов (в том числе полуприцепов и прицепов-роспусков) к легковым автомобилям, мотоциклам, мотороллерам и грузовым автомобилям, тракторам, самоходным дорожно-строительным и иным машинам;
- при страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, СОБСТВЕННИКОМ которых является юридическое лицо (пункт 1 статьи 16 Закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»);
- в случае если страхователем является юридическое лицо.
При определении коэффициента КВС возраст и стаж водителя не округляются.
6. Коэффициенты мощности автомобиля (КМ)
Мощность двигателя (л.с.):
Коэффициент (КМ):
до 50 включительно:
0,6
свыше 50 до 70 включительно:
1
свыше 70 до 100 включительно:
1,1
свыше 100 до 120 включительно:
1,2
свыше 120 до 150 включительно:
1,4
свыше 150:
1,6
Важно!
Данный коэффициент применяется ТОЛЬКО при обязательном страховании гражданской ответственности владельцев легковых автомобилей (транспортных средств категории «B»), в том числе легковых автомобилей, используемых в качестве такси.
При определении коэффициента десятые, сотые и тысячные доли лошадиных сил не округляются. Например: мощность автомобиля 70,01 применяем коэффициент = 1. В случае если в паспорте транспортного средства мощность двигателя указана только в киловаттах, то при перерасчете в лошадиные силы используется соотношение 1 кВт=1,35962 л.с. без округлений.
При определении мощности двигателя транспортного средства используются данные паспорта транспортного средства или свидетельства о регистрации транспортного средства. При расхождении значений принимается значение, указанное в ПТС. Если в указанных документах отсутствуют данные о мощности двигателя транспортного средства, используются соответствующие сведения из каталогов заводов-изготовителей и других официальных источников.
7. Коэффициенты ОСАГО в зависимости от периода использования автомобиля (КС)
Период использования транспортного средства:
Коэффициент (КС) для физических лиц:
Коэффициент (КС) для юридических лиц:
3 месяца:
0,5
-
4 месяца:
0,6
-
5 месяцев:
0,65
-
6 месяцев:
0,7
0,7
7 месяцев:
0,8
0,8
8 месяцев:
0,9
0,9
9 месяцев:
0,95
0,95
10 месяцев и более:
1
1
При подсчете коэффициента, определяется число месяцев использования ТС. При этом неполный месяц считается за полный.
Важно!
При заключении договоров обязательного страхования в отношении транспортных средств, находящихся в собственности или во владении юридических лиц, сезонное страхование (коэффициент КС) применяется только к снегоуборочным, сельскохозяйственным, поливочным и другим специальным транспортным средствам, использование которых имеет сезонный характер.
Важно!
Период использования не может быть установлен (и коэффициент КС НЕ ПРИМЕНЯЕТСЯ) при страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств:
- на срок следования к месту регистрации;
- зарегистрированных в иностранных государствах и временно используемых на территории Российской Федерации.
Коэффициент страховых тарифов в зависимости от срока страхования применяется только:
- при страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах и временно используемых на территории Российской Федерации;
- при страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, следующих к месту регистрации, на срок следования к месту регистрации.
Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах и временно используемых на территории Российской Федерации, а также следующих из иностранного государства через территорию Российской Федерации к месту регистрации на территории иностранного государства
Срок страхования:
Коэффициент (КП):
от 5 до 15 дней:
0,2
от 16 дней до 1 месяца:
0,3
2 месяца:
0,4
3 месяца:
0,5
4 месяца:
0,6
5 месяцев:
0,65
6 месяцев:
0,7
7 месяцев:
0,8
8 месяцев:
0,9
9 месяцев:
0,95
10 месяцев и более:
1
до 20 дней включительно:
0,2
Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, следующих к месту регистрации, на срок следования к месту регистрации:
1. Транспортное средство следует к месту регистрации на территории Российской Федерации (независимо от того, въезжает ли транспортное средство в Российскую Федерацию с территории иностранного государства, или транспортное средство следует из одного места на территории Российской Федерации в другое место на территории Российской Федерации);
2. Транспортное средство следует из Российской Федерации к месту регистрации на территории иностранного государства.
9. Коэффициент страхового тарифа КН.
Для применения при расчете страховой премии по договору обязательного страхования коэффициента КН равного 1,5 необходимо одновременное выполнение всех перечисленных ниже условий:
- договор обязательного страхования заключается или продляется на новый срок равный 1 году;
- во вновь заключаемом договоре страхования должны быть указаны тот же собственник и то же транспортное средство, как и в договоре страхования, по которому совершено нарушение;
- заключаемый или продлеваемый договор обязательного страхования является первым договором обязательного страхования сроком действия 1 год с момента, когда страховщику стало известно об указанных ниже нарушениях условий обязательного страхования;
- имеется хотя бы одно из следующих нарушений условий обязательного страхования (со стороны страхователя, собственника, иного лица, риск ответственности которого застрахован по договору):
1. сообщение страховщику заведомо ложных сведений о запрошенных им обстоятельствах, влияющих на страховую премию по договору обязательного страхования, что повлекло за собой ее уплату в меньшей сумме по сравнению с той суммой, которая была бы уплачена при сообщении владельцами транспортных средств достоверных сведений;
2. умышленное содействие наступлению страхового случая или увеличению связанных с ним убытков либо заведомое искажение обстоятельства наступления страхового случая в целях увеличения страховой выплаты;
3. причинение вреда при обстоятельствах, явившихся основанием предъявления регрессного требования к причинителю вреда, а именно:
а) вследствие умысла указанного лица был причинен вред жизни или здоровью потерпевшего;
б) вред был причинен указанным лицом при управлении транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного);
в) лицо не имело права на управление транспортным средством, при использовании которого им был причинен вред;
г) лицо скрылось с места дорожно-транспортного происшествия;
д) указанное лицо не включено в договор обязательного страхования в качестве лица, допущенного к управлению транспортным средством (при заключении договора обязательного страхования с условием использования транспортного средства только указанными в договоре обязательного страхования водителями);
е) страховой случай наступил при использовании указанным лицом транспортного средства в период, не предусмотренный договором обязательного страхования (при заключении договора обязательного страхования с условием использования транспортного средства в период, предусмотренный договором обязательного страхования).
Во всех остальных случаях коэффициент страхового тарифа (КН) принимается равным 1.
Важно!
Данный коэффициент НЕ ПРИМЕНЯЕТСЯ:
- при страховании прицепов к легковым и грузовым автомобилям, прицепов к тракторам, прицепов к самоходным дорожно-строительным и иным машинам.
Формулы для расчёта стоимости ОСАГО (Fx)
Категория транспортного средства:
Формула, применяемая в отношении транспортных средств, находящихся в собственности физических лиц и предпринимателей без образования юридического лица:
Формула, применяемая в отношении транспортных средств, находящихся в собственности юридических лиц:
При обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, зарегистрированных в Российской Федерации (за исключением случаев следования к месту регистрации):
Транспортные средства категории В (в том числе такси):
Т = ТБ x КТ x КБМ x КВС x КО x КМ x КС x КН
Т = ТБ x КТ x КБМ x КО x КМ x КС x КН, где КО = 1,8
Транспортные средства категорий В (в том числе такси), троллейбусы, трамваи, тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные машины:
Т = ТБ x КТ x КБМ x КВС x КО x КС x КН
Т = ТБ x КТ x КБМ x КО x КС x КН, где КО = 1,8
Прицепы (в том числе полуприцепы и прицепы-роспуски), за исключением принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям:
Т = ТБ x КТ x КС
Т = ТБ x КТ x КС
При обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, зарегистрированных в Российской Федерации (в случае следования к месту регистрации):
Транспортные средства категории B (в том числе такси):
Т = ТБ x КВС x КО x КМ x КП
Т = ТБ x КО x КМ x КП, где КО = 1,8
Транспортные средства категорий A C D (в том числе такси), троллейбусы, трамваи, тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные машины:
Т = ТБ x КВС x КО x КП
Т = ТБ x КО x КП, где КО = 1,8
Прицепы (в том числе полуприцепы и прицепы-роспуски), за исключением принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям:
Т = ТБ x КП
Т = ТБ x КП
При обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах и временно используемых на территории Российской Федерации (коэффициенты определяются в соответствии с пунктом 2 настоящего раздела):
Транспортные средства категории B (в том числе такси):
Т = ТБ x КТ x КБМ x КВС x КО x КМ x КП x КН
Т = ТБ x КТ x КБМ x КО x КМ x КП x КН
Транспортные средства категорий A C D (в том числе такси), троллейбусы, трамваи, тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные машины:
Т = ТБ x КТ x КБМ x КВС x КО x КП x КН
Т = ТБ x КТ x КБМ x КО x КП x КН
Прицепы (в том числе полуприцепы и прицепы-роспуски), за исключением принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям:
Т = ТБ x КТ x КП
Т = ТБ x КТ x КП
Иное:
Важно учитывать порядок расчёта коэффициента бонус-малус, который применяется как скидка за безаварийное вождение, хотя может быть и вовсе не скидкой, а привести к существенному удорожанию ОСАГО, если Вы часто попадали в ДТП по своей вине, купить ОСАГО стало значительно дороже.
- если у Вас был перерыв в страховании в течение года и более, по новым правилам КБМ не “слетит”; ранее он попросту обнулялся, если Вы долго не страховались или не были вписаны в чей-либо полис ОСАГО.
- в случае, если у водителя в разных страховках (своей и чужой) образовался разный КБМ, то после изменений будет применяться по закону минимальный из них; ранее была возможна путаница.
- установлен час-пик для перерасчёта КБМ – 1 апреля каждого года; до изменений в ОСАГО КБМ рассчитывался и заносился по-новой в базу данных каждый раз при приобретении нового полиса автовладельцем.