Пандемия коронавируса ускорила переход потребления в онлайн, породив новые риски.
Так, в последнее время появилось много недобросовестных кредитных брокеров и псевдоброкеров, взимающих оплату без оказания услуг. В том же ряду стоят псевдопомощники, которые обещают «исправление» кредитной истории, поиск «законного» способа не платить долги», но только выманивают деньги и усугубляют положение.
Не пренебрегают недобросовестные кредиторы и традиционными методами обмана, такими, как навязывание ненужного кредита, предоставление неполной информации о нем, взимание скрытых комиссий и т.д.
Свой набор нечестных приемов используют недобросовестные страховщики. Например, включают в полисы условия, снижающих вероятность получения страхового возмещения, или блокируют заключение договоров в электронном виде, если они невыгодны страховщику.
Еще более цинично действуют агенты, когда не вносят полис в базу компании и присваивают деньги страхователя. Зачастую под видом депозита страхователю продается полис накопительного инвестиционного страхования жизни.
В сфере инвестирования высокому риску подвергаются потребители, воспользовавшиеся некачественными консультациями, в том числе такими, какие дает робот-советник («робоэдвайзинг). Столь же высокий риск таит автоматическое повторение сделок за неумелым «инвестиционным гуру». Кроме того, не исключается возможность кражи части денег или ценных бумаг в случае, если потребитель имеет дело с недобросовестным брокером или управляющим.
Описание новых способов онлайн-мошенничества и советы потребителям, как снизить онлайн-риски, содержатся в памятке «Финансовая грамотность и борьба с мошенничеством», размещенной на сайте Роспотребнадзора РФ.
Роспотребнадзор настоятельно рекомендует потребителям, столкнувшимся с нарушениями, обратиться в Единый консультационный центр. Центр функционирует в круглосуточном режиме без выходных дней на русском и английском языках.