Более чем полувековая история Уральского автозавода началась с решением Государственного Комитета обороны от 30 ноября 1941 года об организации в городе Миассе автомоторного и литейного производств, эвакуированных с Московского автомобильного завода имени Сталина (ЗИС).
Морозной зимой 1941 года днем и ночью, прямо с «колес», под открытым небом шел монтаж оборудования. Одновременно возводились производственные корпуса, и уже в марте 1942 года начал работать первый цех нового завода.
В апреле 1942 года были собраны первые двигатели и коробки передач.
Страна нуждалась в автомобилях, и по решению Государственного Комитета Обороны от 14 февраля 1943 года завод преобразовывается в автомобильный. Провинциальный город купцов, ремесленников и золотоискателей становится уральской столицей грузовых автомобилей.
Первый уральский автомобиль «ЗиС-5В» сошел с конвейера 8 июля 1944 года.
20 июля 1944 года первая партия автомобилей нового автозавода была отправлена на фронт.
30 сентября 1944 года с конвейера сошел тысячный автомобиль. За год со дня выпуска первых машин заводской коллектив отправил на фронт и в народное хозяйство 6800 автомобилей. Уральские грузовики и смонтированные на них знаменитые «Катюши» воевали на всех фронтах Великой Отечественной войны, приближая победу нашего народа.
В послевоенные годы завод приступил к выпуску автомобиля собственной разработки Урал-ЗИС-353М.
Совершенствуется конструкция, создаются новые модели: «ЗиС-5М», «УралЗиС-355».
В связи с дефицитом жидкого топлива в стране разработан «ЗиС-21А» (с газогенераторным двигателем).
В 1954 и 1955 годах Уральский автомобильный завод является участником Выставки достижений народного хозяйства СССР и награждается медалями ВДНХ.
В пятидесятых годах началась спортивная история Уральского автозавода.
В октябре 1957 года в Ростове-на-Дону проходили Всесоюзные соревнования по автомобильному спорту. В них участвовали 98 машин марки «ЗИЛ-150», «ГАЗ-63», «ГАЗ-51», среди них - шесть машин «УралЗИС-355В».
Спортсмены Уральского автозавода, не имевшие в то время большого опыта подобных соревнований, показали себя достойными противниками корифеев автоспорта, которых собрал кросс. Все первые места завоевала команда уральцев. В личном первенстве первое место и звание чемпиона СССР завоевал экипаж автомобиля в составе водителя П. Терентьева и механика А. Рубинштейна.
В 1958 году освоен выпуск двухосного грузового автомобиля «Урал-355М», который успешно использовался при освоении целины Урала, Сибири и Казахстана.
Для работы в условиях бездорожья и для армии страны потребовались специальные мощные автомобили-вездеходы, и в 1961 году из ворот завода выходят первые большегрузные трехосные автомобили высокой проходимости «Урал-375». За разработку конструкции и внедрение в производство этого автомобиля Уральский автозавод награжден дипломом ВДНХ СССР первой степени.
С 1962 года «Уральский автомобильный завод имени Сталина» - «УралЗиС» переименовывается в «УралАЗ».
В 1965 году с производства сняты двухосные автомобили, которые завод выпускал более 20 лет. Вслед за этим встал вопрос замены старого конвейера. В конце года был организован безостановочный переход на принципиально новую конструкцию автомобиля «Урал-375» без снижения темпов и объемов производства.
В 1966 году за развитие и совершенствование производства заводу вручена высокая правительская награда - Орден Трудового Красного Знамени.
В середине 60-х годов Уральский автомобильный завод выходит на международный рынок с новым грузовиком «Урал-375». Первая партия отправилась в Монголию, вслед за ней две партии машин ушли в Германскую Демократическую Республику.
В 1969 году «Урал-375Д», демонстрировавшийся на международной Лейпцигской ярмарке, был награжден золотой медалью и дипломом I степени.
В 1972 году этому автомобилю была присвоена высшая категория качества, а в 1973 году - государственный Знак качества - символ технического совершенства того времени.
В январе 1970 года Главный выставочный комитет ВДНХ СССР наградил Уральский автозавод дипломом первой степени за разработку конструкции и внедрение в производство грузовых автомобилей высокой проходимости «Урал-375Ю», предназначенных для работы в условиях тропического климата, и «Урал-377К» для работы в условиях Крайнего Севера.
В 1976 году на базе Уральского автомобильного завода было создано Уральское объединение по производству грузовых автомобилей. Кроме головного предприятия в его состав вошли Челябинский кузнечно-прессовый завод, Челябинский машиностроительный завод автотракторных прицепов и Посевнинский завод запасных частей.
В конце 1976 года изготовлены первые опытные образцы снегоболотоходного транспортера «Урал-5920».
В 1981 году выпущена первая промышленная партия этой техники для Министерства нефтяной промышленности. Снегоболотоходы обладают высокой проходимостью по тяжелому бездорожью и используются круглогодично на промысловых работах.
В 1977 году на Уральском автозаводе налажено производство новой модели «Урал-4320» с дизельным двигателем, послужившим началом дизелизации автомобилей «Урал». Разрабатывается ряд модификаций автомобиля: «Урал-4320» грузоподъемностью семь тонн, седельный тягач «Урал-43202» для буксирования полуприцепов полным весом 18,5 тонны, седельный тягач «Урал-4320» для буксирования полуприцепов полным весом 15 тонн, эксплуатации в условиях Крайнего Севера и южных районах.
В 1978 году в экспериментальном цехе подготовлены опытные образцы тягачей к лесовозному автопоезду «Урал-6002».
К началу 1979 года появились опытные образцы автомобиля «Урал-43201» для использования в условиях Крайнего Севера. На нем были применены шины омского завода, годные для эксплуатации при 60-градусных морозах.
В 1983 году автомобилю «Урал-4320» и его модификациям присвоен Государственный знак качества.
В настоящее время «Урал-4320-01» является базовой моделью многочисленного семейства «Уралов» с широкой номенклатурой специального оборудования, которые используются в различных областях народного хозяйства.
В последние годы большой популярностью среди потребителей пользуются выпускаемые на шасси «Урал» вахтовые автобусы, подъемные краны, автоцистерны, топливозаправщики, пожарные автомобили, ремонтные мастерские, разнообразная спецтехника для лесопромышленного и нефтегазового комплексов. Для дорожников, коммунального хозяйства выпускаются шнекороторные снегоочистители, комплексные коммунальные машины типа «Тройка-2000», выполняющие более десяти операций по благоустройству дорог и прилегающих территорий. Специальное оборудование и вооружение, установленных на шасси «Уралов» для различных родов войск МО РФ, ФПС, МВД, МЧС составляет около 400 наименований.
В восьмидесятые годы разрабатывается и внедряется автомобиль сельскохозяйственного назначения «Урал-5557». Специальный транспортно-технологический автомобиль-самосвал был способен работать при температуре от 40 градусов жары до 45 градусов холода, мог использоваться и в Средней Азии, и на Севере. Обладая высокой проходимостью и оптимально подобранными передаточными числами трансмиссии, он на полях мог работать с различной сельскохозяйственной техникой.
«Урал-5557» успешно работал в составе автопоезда, обладал высокой производительностью благодаря высокой скорости (70 км. в час) и большой грузоподъемности (14 тонн). Шасси грузовика использовалось как база для установки различных кузовов и спецоборудования. Широкопрофильные шины с регулированием давления обеспечивают высокую проходимость машины по грунтам с разной плотностью. Новые системы вентиляции и отопления, автоматическое дистанционное управление откидывающихся по сигналу из кабины бортов платформы создали водителю комфорт в работе в любых условиях.
В 1983 году началось мелкосерийное производство «Урал-5557».
В 1985 году за большие успехи в выполнении государственных заданий по выпуску автомобильной техники Уральский автомобильный завод был награжден орденом Октябрьской революции.
21 февраля 1986 года был выпущен миллионный уральский автомобиль.
В 1989 году на автозаводе изготовлен первый четырехосный автомобиль «Урал-5323» с унифицированной кабиной «КамАЗ».
В 1992 году автомобили «Урал» приняли участие в сверхмарафоне и, успешно финишировав в ралли-рейде «Париж-Москва-Пекин», еще раз подтвердили свое качество и надежность.
Зимой 1994 года УралАЗ принял участие в большом автопробеге от Лондона до Нью-Йорка, где «Уралы» без единой поломки провели караван автомобилей «Форд» через полюс холода, Сибирь, Якутию, снежное бездорожье Чукотки к Берингову проливу.
В апреле 1994 года Открытое акционерное общество «УралАЗ» и итальянская фирма «IVECO» вместе с российским концерном «Газпром» создали совместное предприятие «IVECO-УРАЛАЗ». СП производит автомобили грузоподъемностью до 23 тонн (55 тонн в составе автопоезда), адаптированные к климатическим условиям всех регионов России. Производственный комплекс рассчитан на сборку 3000 автомобилей и 9000 кабин в год.
В 1997 году создано совместное предприятие «ДОЙТЦ-Урал-Дизель» по выпуску двигателя модели 1015 по лицензии немецкой фирмы «ДОЙТЦ».
18 мая 1999 года подписан протокол, в котором «УралАЗ» и немецкая сторона договорились о продолжении сотрудничества, о разработке программ по продвижению автомобилей «Урал» с двигателями «Дойтц» в страны, где обе стороны наиболее полно представлены на рынке.
Уральский автозавод - первое и на сегодняшний день единственное в России автосборочное предприятие, получившее в июле 1995 года сертификат фирмы «ТЮФ-Серт» (Германия) на соответствие стандартам ИСО серии 9000 по всем аспектам своей деятельности.
В апреле 1996 года Госстандарт России подтвердил соответствие системы качества Уральского автозавода применительно к автомобилю «Урал» требованиям ГОСТ Р ИСО-9001-96.
Осенью 1998 года с целью оздоровления финансовой ситуации на заводе введена процедура внешнего управления. За короткий срок команде менеджеров удалось нарастить выпуск продукции, ликвидировать вторичный рынок автомобилей, перейти к позаказному методу планирования производства.
В апреле 1999 года ресертификационный аудит, проведенный на автозаводе комиссией Комитета РФ по стандартизации, метрологии и сертификации, подтвердил соответствие системы качества «УралАЗ» требованиям ГОСТ Р ИСО-9001-96.
В 1999 году команда Уральского автозавода первой из российских команд приняла участие в международных соревнованиях «Европа Трак-Триал». Дебют миасских спортсменов оказался успешным: в каменных карьерах Австрии, Германии, Испании и Франции «Урал» справился с большинством препятствий, на равных конкурировал с соперниками. Бургомистр немецкого города Оснабрюк учредил поощрительный приз - кубок команде Уральского автозавода преодолевшей самое большое расстояние для участия в соревновании.
В 2000-2001 годах команда Уральского автозавода успешно выступила в европейских соревнованиях и в Чемпионате Содружества «Яровит Трак-Триал".
4 июня 1999 года в рамках участия в экономической жизни области руководство «УралАЗа» выступило инициатором и организатором совещания, на котором было заключено генеральное соглашение «О принципах развития внутриобластной кооперации». Под соглашением поставили подписи руководители области, городов и крупных промышленных предприятий.
В автосборочном производстве запущена итальянская линия катафорезного грунтования кабин. Гарантийный срок эксплуатации изделия увеличивается до 10 лет.
В ноябре 1999 года в литейном производстве пущена в работу швейцарская формовочно-автоматическая линия «Георг Фишер» для отливки деталей из высокопрочного чугуна. Ее производительность – 2400 т в год.
С 1999 года на Уральском автомобильном заводе внедряется комплексная автоматизированная система управления предприятием голландской фирмы BAAN, которая позволит специалистам иметь достоверную информацию обо всех процессах, происходящих на предприятии, в реальном времени.
В декабре 1999 года стал серийным «Урал-53236» с кабиной бескапотной компоновки, произведенный совместно с итальянским концерном «Ивеко».
В конце 1999 года на Уральском автозаводе введен в действие новый цех кузовов- фургонов, ежегодно выпускающий до 1000 вахтовых автобусов «Урал-3255», предназначенных для перевозки людей по бездорожью.
Для удовлетворения потребностей цеха в апреле 2000 года введено в строй новое оборудование – газоплазморезательная установка.
По итогам 1999 года «УралАЗ» вошел в сотню лучших компаний России в номинации «Репутация».
В июне 2000 года Уральский автозавод вышел в лидеры среди предприятий машиностроения по объемам реализованной продукции.
В июне 2000 года в рамках реструктуризации создано дочернее предприятие «Автомобильный завод «Урал».
В конце 2000 года представители автозавода приняли участие в пробеге внедорожных автомобилей «Путь России в XXI век – между Европой и Азией». Автомобиль- офис «Урал-3255» вместе с участниками пробега прошел путь от Миасса до заполярного поселка Харьягинский.
По итогам ежегодного рейтинга Международная Ассоциация бизнес- партнеров ADM (AUSTRALIANA DISCOVERY MARKET) отметила Уральский автомобильный завод как предприятие 2000 года.
В феврале 2001 года российский Институт испытаний и сертификации вооружения и военной техники (ИнИС) вручил Уральскому автозаводу сертификат военного регистра.
В конце первого квартала 2001 года с конвейера Уральского автомобильного завода сошел сотый вахтовый автобус «Урал-3255-0010» с кузовом- фургоном собственного производства. Юбилейный автомобиль отправлен потребителям в один из крупных городов Тюменской области – Салехард.
В июне 2001 года в сотрудничестве с ОАО «Уралвагонприцеп» начато серийное производство автопоезда на базе «Урал-44202-31» для перевозки гусеничной и колесной техники, а также другого военного имущества по всем видам дорог и бездорожью.
В 2001 году начато производство автомобилей «Урал» с двигателем, отвечающим международным экологическим требованиям «Евро 2».
В 2001 году предприятию удалось решить задачу по поиску стратегического партнера - ОАО Автомобильный завод «Урал» вошло в состав крупнейшего российского автохолдинга «РусПромАвто».
В 2002 году на автомобильном заводе «Урал» будет собрана 1000 таких автомобилей.
С января 2002 года начат выпуск комбинированной дорожной машины (КДМ) на базе шасси «Урал-43206» (4х4). Автомобиль, укомплектованный оборудованием для работы в летний и в зимний периоды, займет нишу относительно недорогой спецтехники, ориентированной на отечественного потребителя.
К концу 2002 комбинированная дорожная машина на базе шасси автомобиля «Урал» будет запущена в серийное производство.
В феврале 2002 года началась конвейерная сборка автомобиля «Урал- 5323» повышенной грузоподъемности с комфортабельной кабиной совместного производства «ИВЕКО-УралАЗ».
В августе 2002 года седельный тягач «Урал-636142-02» получил главный приз в конкурсе «Лучший внедорожный грузовой автомобиль», организованном журналом «Коммерческий транспорт» в рамках седьмой международной выставки «Мотор Шоу - 2002».
В сентябре 2002 года впервые в истории автомобильного спорта чемпионом Европы стала российская команда. Эта победа принадлежит автомобильному заводу «Урал» - экипажи Александр Жмаев - Сергей Петелин («Урал-5323», категория С5) и Валерий Князев - Иван Болотов («Урал-4320», категория С4) заняли первые места в общем зачете на международных соревнованиях «Европа Трак-Триал».
В январе 2003 года в цехе кузовов-фургонов выпущен 1000-ый вахтовый автобус "Урал".
В мае 2003 года подготовлен опытный образец самосвала "Урал-55571-44", оборудованный новой капотной кабиной с оперением интегрального типа. В августе самосвал удостоен третьей премии журнала "Комтранс" в номинации "Лучший внедорожник-2003".
В августе 2003 года подписано трехсторонне соглашение между Автомобильным заводом "Урал" ОАО "Автодизель" (Ярославль, холдинг "РусПромАвто") и компания Bosch. Результатом выполнения его условий станет создание автомобиля "Урал", чей силовой агрегат будет соответствовать требованиям "Евро-3".
В феврале 2004 года полностью завершена программа перехода всей выпускаемой продукции на соответствие требованиям экологических норм "Евро-2".
В августе 2004 года на московской международной выставке "MIMS-2004" были представлены новые автомобили дорожной серии: бортовой "Урал-6363" (4х2) и самосвал "Урал-63645" (6х4). Первая партия таких автомобилей реализована в 2005 году.