УАЗ, «Ульяновский автомобильный завод» (UAZ) — российская компания по производству легковых и грузовых автомобилей.
История марки УАЗ берет свое начало в июле 1941 года, когда Государственный Комитет Обороны СССР принял решение об эвакуации из Москвы ряда крупнейших предприятий. Было решено открыть сборочное производство Завода им. Сталина (ЗИС) в Ульяновске.
Решением Правительства СССР в октябре 1941 года часть коллектива Московского автомобильного завода вместе с оборудованием была эвакуирована в Ульяновск.
К началу 1942 года цех боеприпасов выпустил свою первую продукцию — авиационные снаряды.
В феврале 1942 года была начата стендовая сборка автомобилей для фронта, и уже к маю 1942 года было собрано пять первых автомобилей ЗИС-5. Уже в июле 1942 года темпы сборки на автозаводе возросли до 20—30 машин в сутки.
22 июня 1943 года ГКО принимает решение о строительстве в Ульяновске автомобильного завода. С этой целью городской исполком выделил за рекой Свиягой 200 гектаров земли под промышленное и жилищное строительство.
К маю 1943 года был выпущен опытный образец дизельного грузовика УльЗИС-253 — первый собственный автомобиль Ульяновского автозавода. Этот 3,5-тонный дизельный грузовик по экономичности двигателя и динамическим качествам не уступал американскому «Студебеккеру», за что и получил высокую оценку специалистов.
В конце 1944 года сборку автомобилей ЗИС-5 передали на Урал, в город Миасс, а Ульяновскому автозаводу было поручено освоить и наладить выпуск автомобилей ГАЗ-АА.
26 октября 1947 года с главного конвейера сошел первый полуторатонный грузовик ГАЗ-АА.
На октябрьской демонстрации 1949 года впервые был продемонстрирован опытный образец однотонного грузовика УАЗ-300.
В 1950 году он успешно прошел дорожные испытания. Но этому детищу ульяновских конструкторов не суждено было пойти в производство.
В 1954 году на заводе создается отдел главного конструктора (ОГК). Вначале это была небольшая группа под руководством И.А. Давыдова, которая принимала с Горьковского автомобильного завода документацию и передавала ее после обработки и комплектования в технологический отдел. С приходом новых специалистов начинается разработка новых автомобилей семейства УАЗ, в результате чего в конце года с конвейера сходят наладочные партии ГАЗ-69.
В 1955 году приказом министра Ульяновскому автозаводу было поручено освоить выпуск ранее производившихся в городе Горьком легковых автомобилей повышенной проходимости ГАЗ-69 и ГАЗ-69А и прицепов к ним. С этого же года УАЗ стал официально специализироваться на производстве малотоннажных автомобилей повышенной проходимости.
Весной 1955 года УАЗу также было поручено провести в сжатые сроки цикл опытно-конструкторских работ по созданию нескольких разновидностей автомобилей, в том числе санитарного, грузового, фургона и микроавтобуса.
С 1956 года начат экспорт автомобилей УАЗ. Уже в 1959 году ульяновские вездеходы были отправлены на экспорт в 22 страны мира. Автомобили Ульяновского автозавода имели хорошую репутацию благодаря надежности и неприхотливости в эксплуатации. По своим ходовым качествам УАЗы превосходили зарубежные аналоги, чем и заслужили уважение зарубежных автомобилистов.
В январе 1961 года было принято решение об освоении новых моделей автомобилей. В конце года началось серийное производство грузовика с бортовой платформой УАЗ-451Д и фургона УАЗ-451. И уже 12 декабря первые машины сошли с нового конвейера. Модификации этих автомобилей выпускаются на заводе и сегодня.
К 1965 году была завершена разработка легкового автомобиля УАЗ-469.
В мае 1966 года в Москве состоялась Международная выставка сельхозтехники с участием представителей 20 стран мира, где по решению жюри грузовой автомобиль УАЗ-452Д был удостоен золотой медали. А 20 августа 1966 года УАЗ был удостоен ордена Трудового Красного Знамени.
На заседании техсовета 2 ноября 1971 года было принято решение о безостановочном переводе производства с автомобилей ГАЗ-69 и ГАЗ-69А на автомобили УАЗ-469 и УАЗ-469Б.
К 1972 году УАЗ-469 успешно прошел государственные испытания. 4 августа 1972 года было завершено расширение главного конвейера и пущена в строй грузовая линия. А 15 декабря этого же года с главного конвейера сошла наладочная партия автомобилей УАЗ-469.
18 февраля 1974 года с конвейера сошел миллионный УАЗ-452 (в кузове фургон), завоевавший к тому времени большую популярность среди автомобилистов.
16 февраля 1976 года было ознаменовано награждением Ульяновского автозавода вторым орденом Трудового Красного Знамени. 27 декабря этого же года Государственный знак качества был присвоен автомобильному двигателю УМЗ-451 М, а в ноябре 1977 года — фургону УАЗ-452.
В 1983 году группа конструкторов УАЗа получила правительственные награды за изобретение плавающего автомобиля «Ягуар». Эта модель предназначалась для армии, в частности для пограничников. До сих пор в мире нет аналогов этому автомобилю: его скорость на воде составляет 8—10 км/ч.
В 1992 году, после распада СССР, УАЗ был преобразован в АООТ «Ульяновский автомобильный завод» (АО «УАЗ»).
В 1993 году на заводе был начат выпуск автомобилей новой модификации УАЗ-31514. Эта модификация автомобиля УАЗ-469 с повышенными потребительскими качествами отличалась наличием металлической крыши, регулируемыми сиденьями, новыми замками дверей. Расширение ряда модификаций предусматривало комплектацию автомобиля УАЗ-31514 новыми, более экономичными двигателями и пружинной передней подвеской.
В октябре 1994 года заводу был вручен международный приз «Золотой глобус» за выдающийся вклад в развитие экономики своей страны и интеграцию в мировую экономику, а также за конкурентную и качественную продукцию.
В 1996 году за объемы продаж предприятие было удостоено европейского приза «Золотой Меркурий».
В 1997 году автомобиль УАЗ-3160 удостоен Малой золотой медали и диплома в г. Екатеринбурге на Международной ярмарке «Европа — Азия — Транзит».
В это же время на заводе было начато производство автомобилей малых серий (ПАМС). Первой освоенной здесь моделью стал УАЗ-3153, который отличался от УАЗ-31514 удлиненной базой. 5 августа того же года с конвейера сошла первая опытная партия новых автомобилей УАЗ-3160. Этот автомобиль стал основой для разработки автомобилей Simbir и УАЗ-3163.
В июне 1998 года УАЗ приступил к сборке автомобилей с дизельным двигателем УАЗ-31604. В планах завода было появление гаммы автомобилей на базе нового грузового шасси, включающей в себя современный автобус, новый грузовик и новый вариант фермерского автомобиля.
В 1999 году была закончена подготовка производства и начат серийный выпуск новых моделей на базе малотоннажных автомобилей УАЗ-39094 с пятиместной кабиной и металлической платформой, а 27 апреля 2000 года с конвейера сошел первый автомобиль УАЗ-3162.
12 октября этого же года ОАО «Северсталь» приобрело крупный пакет акций автозавода. Тогда же была завершена разработка малотоннажного автомобиля полукапотной компоновки типа «мультивэн», в котором могут разместиться до 12 человек.
В сентябре 2001 года на VII Московской промышленной выставке-ярмарке UAZ Simbir был награжден золотой медалью. В соответствии с Программой развития дилерской сети ОАО «УАЗ» в 2001 году была сформирована сеть продавцов из более чем 100 организаций в России и ближнем зарубежье.
В августе 2002 года на VII Российском международном автосалоне пикап УАЗ-23632 был признан «лучшим пикапом MIMS-2002» и награжден дипломом «Гран-при».
В марте 2003 года во Вьетнаме открылось сборочное производство УАЗов. 26 марта 2003 года автомобиль UAZ Simbir по итогам 2002 года стал одним из победителей Всероссийской программы-конкурса «100 лучших товаров России» и получил право носить серебряный значок в течение двух лет.
В апреле на международной выставке в Шанхае был представлен UAZ Simbir с двигателем ЗМЗ-409. 20 ноября с конвейера автозавода сошел последний автомобиль УАЗ-31512 (модификация УАЗ-469), а за ним — первый UAZ Hunter.
4 марта 2004 года с главного конвейера сошел первый автомобиль УАЗ-2360 (грузовик на базе 3160). Также в 2004 году была воплощена программа замены буквенно-цифровых обозначений моделей на звучные запоминающиеся имена: все внедорожники с классическим дизайном кузова теперь называются UAZ Hunter.
С 17 августа 2005 года на Ульяновском автомобильном заводе началось серийное производство внедорожника UAZ Patriot. Это первая принципиально новая модель современного комфортабельного внедорожника, спроектированная на УАЗе за последние 30 лет. С этого же года УАЗ ведет активную работу по репозиционированию бренда, в том числе изменению слогана компании и корпоративных цветов. При изображении логотипов и слоганов компании вместо бело-голубой палитры стала использоваться зелено-бежевая.
11 июля 2006 года компания «Северсталь-авто» запустила новый проект по сборке грузовых автомобилей ISUZU NQR71P грузоподъемностью 5 т на производственной площадке Ульяновского автомобильного завода.
В октябре 2006 года ОАО «Северсталь-авто» и английская компания Stadco договорились создать совместное предприятие для организации штамповочного производства на территории особой экономической зоны «Алабуга» в Татарстане. В планы работы предприятия вошла специализация на крупной и средней штамповке для обеспечения потребностей автосборочных проектов «Северсталь-авто», и, в частности, проекта по организации производства коммерческих автомобилей Fiat Ducato.
В феврале 2008 года на заводе ОАО «УАЗ», входящем в состав автомобильного холдинга ОАО «Северсталь-авто», началось серийное производство легких коммерческих автомобилей на базе внедорожника UAZ Patriot. Новая модель получила название UAZ Cargo в нескольких модификациях: с открытой грузовой платформой, с тентованным кузовом высотой 1,4 м, а также в виде шасси для установки надстроек.
Более чем 60-летняя история Ульяновского автомобильного завода — лучший показатель качества автомобилей и уверенности в марке.
Несмотря на тяжелое время Великой Отечественной войны, несмотря на сложные периоды перестройки и распада СССР, заводу удалось сохранить тот высокий уровень, который он удерживал во все времена своего существования и развития, что подтверждается не только многочисленными наградами, но и доверием широкого круга автомобилистов во всем мире.