Основные положения страхования профессиональной ответственности


Ответственность за ошибки или упущения, допущенных лицом во время выполнения профессиональных обязанностей, основывается на законодательных и нормативных актах, регламентирующих обязательства сторон в тот или иной сфере деятельности. Основу профессиональной ответственности составляет нарушение контракта между профессионалом и клиентом о предоставлении услуг любым лицом, которое приобретет услугу.

Если клиенту причинен ущерб, он вправе привлечь к ответственности профессионала в судебном порядке. Заметим, что в европейской практике ответственность накладывается сначала только на лиц, находившихся с профессионалом или договорных отношениях.

Современное толкование охватывает и ответственность за вред, причиненный профессионалом третьей стороной.

В этом ключе показателен процесс 1951 года "Кандлер против" Крейн Кристмас и Ко. "Истец приобрел компанию на основании предоставленной ему финансовой документации, подготовленной бухгалтерами компании Документация оказалась не точной, и истец понес убытки.

Его иск против бухгалтеров был отклонен на том основании, что бухгалтеры работали на компанию и не имели никаких обязательств перед истцом. В 1963 г. эта судебная практика в Великобритании был введен \"принцип Хедли Бирн\", который распространял профессиональную ответственность на третьих лиц. Следовательно, если бы процесс состоялся не в 1951, а после 1963 года, то бухгалтеры были бы признаны ответственными.

Такое расширенное определение ответственности утвердилось в современной мировой практике.

Определение професисональной ответственности

Главным источником претензий к профессионалам имеются упущения, ошибки или ошибочные действия, которые привели к финансовым убыткам клиентов или третьих лиц. Природа вреда зависит от характера профессиональной деятельности и ответственность профессионала состоит в соблюдении необходимой осторожности и мастерства при выполнении своих обязанностей. При этом он не обязательно должен быть компетентным во всех вопросах. Уровень квалификации профессионального работника должен быть не ниже уровня, которого один профессионал ожидает от другого в той же профессиональной области.

Способы страховой защиты профессионала

Защитой против выдвинутых претензий может быть доказательство, что профессионал не превысил своих полномочий, был осторожен и что его действия соответствовали уровню квалификации, требуемой от профессионалов в этой отрасли он должен убедить суд, что действовал честно и квалифицированно.

Большие суммы исков, а также отсутствие резервов для таких выплат, профессионал потенциально должен быть готов оплатить, заставляют его прибегать к страхованию более того, в некоторых странах страхованния профессиональной ответственности осуществляется обязательно.

Условия страхования профессиональной ответственности

Страховщик обязуется по договору страхования выплатить страхователю компенсацию по любому иску третьей стороны за вред, причиненный ей страхователем по небрежности или ошибке и как правило, договор страхования заключается по принципу "заявленных исков". Иск может быть оплачен страховщиками, если он предъявлен во время действия договора страхования, независимо от времени и места, где произошла ошибка или возникло подозрение относительно ее наличия.

Профессиональная деятельность нередко основывается на принципах партнерства. При этом партнеры могут быть ответственны за иски, которые возникли по вине соисполнителей, состав партнеров может меняться со временем. Поэтому возникает потребность в защите от исков, возникающих из-за нарушения бывших партнеров. Ответственность страхователя толкуется не только как ответственность лица, заключившего этот договор страхования но и как ответственность за ошибки ее бывших партнеров в этом бизнесе, а также ответственность ее сотрудников.

Договор страхования обязывает страхователя немедленно сообщить о любом потенциальном страховом случае или намерение привлечь его к ответственности.

Как и в других видах страхования ответственности, страховщик требует от страхователя не вести переговоров, не давать каких-либо обещаний о компенсации без согласования со страховщиком. По просьбе страхователя страховщик может взять на себя урегулирование иска, находящийся в ведение суда.

Существует, однако, существенное отличие урегулирования иска относительно профессиональной ответственности от других видов страхования. Понятно, что страхователь настроен на то, чтобы страховщик принял претензию без суда. Судебный процесс, огласка могут значительно повредить профессиональной деятельности страхователя, его репутации, имиджа.

Однако договор страхования основывается на судебной ответственности страхователя если страховщик считает, что против этого иска существует защита, то он постарается оспорить его в суде Поэтому в договор включается (положение о разрешении спора между страховщиком и страхователем по поводу судебного рассмотрения иска), который регулирует такие противоречия. Если страхователь и страховщик не пришли к согласию по поводу конкретного иска, то окончательным является решение суда.

Исключения из договора страхования профессиональной ответственности

Как правило, исключается ответственность, возникающая по следующим причинам:

- через дискредитацию и клевету, сплетни (хотя такой риск может быть включен за дополнительную плату);

- через нечестность, мошенничество, криминальные действия страхователя. Исключаются иски, которые подпадают под действие других полисов страхования.

Возникновение новых видов профессиональной деятельности, новых рисков порождает новые исключения. В связи с исками, вызванными экологическим загрязнением, некоторые страховщики начали исключать эти риски из своих пол лесов. Например, специалист по оценке земельных участков может не учесть, что ранее на участке была свалка, куда часто вывозились химические отходы Использование этого участка может навредить здоровью.

В страховании профессиональной ответственности страховым случаем является не событие ущерба, а нарушение (ошибка). В связи с этим возмещению подлежит ущерб, возникший вследствие ошибок, нарушений, имевших место в период действия договора страхования, вне зависимости от времени обнаружения ущерба.

В печати высказываются мнения, что страховую защиту разумнее распространять на нарушения, происшедшие в период между началом и истечением договора страхования, заявленные страховщику не позднее чем через 5-10 лет после истечения этого договора.

Профессиональная ответственность считается незастрахованной, если страхователь принимает на себя обязательства, выходящие за пределы его профессиональных обязанностей. В связи с этим большое значение имеет четкое и полное определение их объема.

Чаще всего по договору страхования не возмещается:

а) ущерб, возникающий в связи с фактом, обстоятельством или профессиональной ошибкой, которые на дату начала действия договора страхования были известны страхователю;

б) ущерб, возникающий из мошеннического, преступного действия или бездействия страхователя;

в) претензии или исковые требования по возмещению морального ущерба;

г) ущерб, возникший в связи с деятельностью страхователя, не оговоренной в конкретном договоре страхования, лицензии или квалификационном аттестате;

д) ущерб, возникающий из профессиональных услуг, предоставленных страхователем своему супругу, родственнику или иному члену семьи, а также лицам, находящимся со страхователем в трудовых отношениях;

е) ущерб, основанный или возникающий из какого-либо поручительства или гарантии;

ж) ущерб, возникший в связи с событием, происшедшим за пределами Российской Федерации или являющийся следствием форс-мажорных обстоятельств и т.д.

По конкретному договору страхования ответственности с учетом характера профессиональной деятельности страхователя, объема предоставляемых им услуг, возможных претензий и других факторов могут устанавливаться:

а) страховая сумма, являющаяся максимальной суммой, которую страховщик выплатит в целом в качестве возмещения всех исковых требований или претензий, возникших в результате всех страховых случаев в течение периода действия договора, включая все издержки и расходы по судопроизводству. Страховая сумма устанавливается соглашением сторон, но она не может быть меньше суммы, установленной нормативными документами по конкретным видам профессиональной деятельности;

б) общий лимит ответственности страховщика по всем исковым требованиям или претензиям, возникшим в результате всех страховых случаев, являющийся максимальной суммой, которую страховщик выплатит в целом, включая расходы и издержки по судопроизводству;

в) лимит ответственности страховщика по одному исковому требованию или претензии, являющийся максимальной суммой, которую страховщик выплатит по одному исковому требованию, включая расходы и издержки по судопроизводству.

Повышение страховой суммы или лимита ответственности страховщика возможно при увеличении объема оказываемых профессиональных услуг страхователем, а также по мере роста инфляции.

По каждому договору страхования устанавливается размер страхового взноса и безусловной франшизы (суммы, остающейся на собственном удержании страхователя по одному страховому случаю). Как правило, в договорах страхования профессиональной ответственности устанавливается большая безусловная франшиза, которая может достигать 10-20% от общего лимита ответственности или лимита ответственности по одному страховому случаю.

Если в договоре установлена такая франшиза, то страховой тариф может понижаться по сравнению с базовыми тарифами, указываемыми в общих правилах страхования каждой страховой компании. В среднем, каждые 5% франшизы позволяют уменьшить размер страхового тарифа на 0,1%.

Страховое возмещение, размер которого определяется договором, выплачивается страховщиком при наступлении страховых случаев, предусмотренных договором страхования на основании заявления страхователя, страхового полиса, вступившего в законную силу решения суда, по претензии или исковому требованию, предъявленному страхователю, уведомления, направленного страховщику (если нарушение профессиональных обязанностей было обнаружено страхователем), а также других документов, описывающих причины и обстоятельства наступления страховых случаев по требованию страховщика.

В размер страхового возмещения в пределах страховой суммы и лимитов ответственности включается ущерб, нанесенный третьим лицам в процессе осуществления застрахованным профессиональной деятельности, а также могут быть включены расходы и издержки, понесенные в процессе судебной защиты.

Выплата страхового возмещения производится лицу, в пользу которого заключен договор страхования или, по согласованию между страховщиком и страхователем, истцу. После выплаты страхового возмещения страховая сумма по договору страхования уменьшается на размер произведенной выплаты.

Страхователю может быть отказано в выплате страхового возмещения. Основанием для отказа страховщика могут явится случаи, не предусмотренные договором страхования, а также случаи, предусмотренные законодательными актами или обусловленные договором страхования. Решение об отказе в страховой выплате сообщается страхователю в письменной форме с мотивированным обоснование причин отказа.

Договор страхования профессиональной ответственности прекращается в случаях:

- истечения срока действия;

- исполнения страховщиком обязательств перед страхователем по договору в полном объеме;

- неуплаты страхователем страховых взносов в установленные договором сроки;

- ликвидации страхователя или страховщика в порядке, установленном законодательством РФ;

- принятии судом решения о признании договора страхования недействительным;

- аннулирования или прекращения действия лицензии страхователя, подтверждающей его право на осуществление застрахованной профессиональной деятельности, а также в других случаях, предусмотренных законодательными актами РФ или договором страхования.

Могут исключаться иски о ликвидации повреждений, а также связанные с местными условиями, трудовым законодательством и т.д.

Ответственность

SMM-журналист редакции TRUE
Страхование
Теги по теме:
Вам также будет интересно:
23.03.2020

Закон о страховании ответственности перевозчиков грузов изменен

Прочитать...

25.11.2020

Как получить две выплаты за одно ДТП

Прочитать...


Метрика