Tesla
Продукция:
легковые автомобили
Год основания:
2003 г.
 

История компании Tesla Motors

 

Компания Тесла – известная американская компания по производству электромобилей, созданная в 2003 году инженером Мартином Эберхардом и компьютерным разработчиком Марком Тарпеннингом. На сегодня капитализация бренда Tesla превышает общую стоимость таких гигантов автопроизводства, как Ford Motor Company и General Motors вместе взятых. Офис расположен в Калифорнии, а должность генерального директора занимает Илон Маск.

Между инженерами Мартином Эберхардом и Марком Тарпеннингом дружеские отношения завязались давно до появления истории компании Tesla. Еще в 90-х годах прошлого века они основали общий бизнес, но в 1997 г. внимание Эберхарда привлекла американская компания-производитель электрических авто – AC Propulsion, выпустившая модель Tzero, работающую на свинцово-кислотной батарее.

Данную модель лично протестировал Мартин Эберхард и оказался под большими впечатлениями: машина очень быстро разгонялась и плавно ехала по трассе. На тот момент аналогов в мире не было, и инженер принял решение всерьез заняться разработкой новых электромобилей на основе Tzero. Эберхард инвестировал в AC Propulsion около полумиллиона долларов с планами заменить свинцово-кислотные батареи, установив литий-ионные аналоги.

Увы, но до серийного производства новой модели дело так и не дошло. Цена обновленной версии Tzero существенно выросла, и составила более 200 тысяч долларов. Разработчики были уверены, что шансов на успех такая модель практически не имеет, после чего Эберхард и Тарпеннинг приняли решение создать компанию Тесла, чтобы начать разрабатывать собственные инновационные авто.

Весной 2003 года Марк Тарпеннинг купил домен teslamotors.com, и 1 июля 2003 г. начинается славная история компании Tesla. На момент создания бренда Тесла, у инженеров уже была сформирована расчетная модель, как вычислить нужное количество батарей, руководствуясь массой и основными характеристиками авто.

Создавая новую автокомпанию, бизнесмены не скрывали отсутствие опыта в подобных делах. Они пришли к выводу, что самостоятельно будут заниматься работой над двигателями, окончательной сборкой, под свой контроль возьмут маркетинговые ходы и разработку продажных планов. Остальные запчасти будут покупаться у известных производителей.

Со временем оказалось, что на разработку первой модели под названием Roadster нужно примерно 7 млн долларов. Чтобы воплотить идею в реальность, пришлось привлекать третьего инвестора, которым стал Ян Райт. Спустя некоторое время в истории Тесла появляется Илон Маск. Миллиардер впоследствии возглавит совет председателей бренда Tesla, функции генерального директора будет выполнять Мартин Эберхард.

Основной целью на старте истории создания Тесла был выпуск спорткара премиального класса. Разрабатывался он ради первых клиентов, мнение которых позже должно учитываться при изготовлении новых моделей, в том числе седанов и других видов компактных машин. Прототип дебютного автомобиля в истории Tesla впервые был представлен на выставке в Калифорнии 19 июля 2006 г.

В том же году благодаря стараниям и связям Илона Маска, в развитие фирмы Тесла удалось привлечь именитых инвесторов, среди которых оказались и соучредители Google. 100 миллионов долларов США позволили запустить в разработку первый серийный автомобиль Roadster, который станет лишь первым шагом на пути к большому успеху.

29 июня 2010 г. впервые в своей истории Tesla публично размещает акции на бирже Nasdaq, чего среди американских автокомпаний не случалось с 1956 г. после Форд Моторс. Это открыло доступ к крупным источникам финансирования для развития бренда Тесла.

Июнь 2012 г. – компания Tesla анонсирует запуск второго серийного производства в своей истории – Model S. Этот автомобиль сразу обретает популярность в США, и постепенно им все чаще начинают интересоваться на других континентах планеты. Такой успех вынуждает основателей предприятия задуматься над третьим серийным авто, и уже в 2017 году с конвейеров сходят седаны Model 3.

Май 2017 г. – глава правления компании Tesla Илон Маск представляет общественности план на будущее, в котором особое внимание акцентируется разработке грузовика.

В марте 2019 г. мир увидел электромобиль Model Y. Параллельно бренд Тесла становится владельцем компании по производству батареек Maxwell, заплатив прежним владельцам $218 млн.

Ноябрь 2020 г. – компания Тесла, а также Uber и еще 26 крупных корпораций США объединяются для создания организации ZETA (Zero Emission Transport Association). Её суть – пропагандировать переход на электромобили в разных секторах деятельности, включая машины легкой, средней и повышенной грузоподъемности до 2030 года.

Эберхард и Тарпеннинг изначально рассматривали кандидатуру Илона Маска, как потенциального инвестора с крупными вложениями на будущее. Оба пристально следили за его публичными выступлениями на разных конференциях, и были убеждены в умении нестандартно мыслить. Мартин и Марк сошлись во мнении, что идея создания электромобиля обязательно придется по душе Маску.

Еще больше уверенности в возможном сотрудничестве придал телефонный звонок прежнего руководителя AC Propulsion Тома Гейджа Мартину Эберхарду. В ходе разговора инженер узнал, что Маск находится в поиске надежного партнера для инвестирования в сферу развития электромобилей. Не теряя времени, Эберхард и Райт взяли курс на Лос-Анджелес, где уже на следующий день им предстояла встреча с будущим руководителем компании Tesla Илоном Маском.

Во время переговоров на выходных олигарх постоянно расспрашивал о деталях финансовых моделей. Как признался позже Тарпеннинг, Маск буквально измотал его вопросами, на которые приходилось отвечать на протяжении двух дней. Уже утром в понедельник Марк и Мартин снова посетили Лос-Анджелес, и получили положительный ответ, который означал одно – история компании Тесла однозначно не будет короткой.

Прежде чем Илон Маск вложил первые 6,5 млн долларов, он созвонился с Джей Би Страубелем, который занимался разработкой инновационных батарей на литий-ионной основе. Миллиардер попросил Страубеля познакомиться с рабочим штабом Теслы, который был крайне заинтересован в подобном сотрудничестве.

Компания Tesla Илона Маска находится всего в 0,5 мили от дома Джей Би, что и особенно заинтриговало его. Всю свою жизнь Страубель посвятил электромобилям, но в этот момент никак не мог понять, как нескольким молодым парням удалось достичь таких высот, а он даже не слышал о существовании такой фирмы. Весной 2004 года Маск и Страубель снова встретились, и последний согласился работать, получая годовую зарплату размером $95 тысяч.

Вот так Илон Маск не только стал председателем правления компании Tesla, а привел еще одного фаната электромобилей. Фирма начала быстро развиваться, а о бренде Тесла – все больше говорить в США и за границей.

До 2006 г. на фирме Тесла велись, в основном, работы по планированию развития. В мае этого года удалось отложить черновики с карандашами, и, наконец-то, начать воплощение идей в реальность. На тот момент штаб сотрудников расширился до 100 человек, которые и трудились над созданием первого прототипа The Roadster, получившего название EP1, что переводится, как "Инженерный прототип #1".

Автомобиль был представлен инвесторам, чтобы те могли лично увидеть, на что были потрачены средства. Также этот ход был направлен на привлечение других вкладчиков. К удивлению многих, Roadster бренда Tesla произвел сильное впечатление на другие компании, несмотря на необходимость охлаждать двигатель вручную в перерыве проведенного тест-драйва.

Инвесторы сразу рассмотрели огромный потенциал. В истории компании Тесла этот момент стал очередным успехом, поскольку Илон Маск вложил еще 12 миллионов в развитие технологии будущего. Также удалось заполучить дополнительно $40 миллионов от других предприятий, включая известные по всему миру бренды J.P. Morgan и Draper Fisher Jurvetson. Не остались равнодушными и крупные бизнесмены – Сергей Брин и Ларри Пейдж.

Летом 2006 г. компания Tesla представила еще один прототип красного цвета – ЕР2. Презентация проводилась в городе Санта-Клара, куда были приглашены многие знаменитости. В итоге, от поездки на изумительном 2-местном кабриолете Roadster, который разгонялся до 100 км/час всего за 4 секунды, самые приятные эмоции получили губернатор штата Калифорния Арнольд Шварценеггер и экс-глава Disney – Майкл Айснер.

Электромобиль Roadster отличался особой ломкостью – как управлять им, знали только Страубель и несколько инженеров. Для исключения перегрева, машины менялись после пяти минут эксплуатации. Во время показа учредители Tesla объявили, что машина способна проехать до 400 км. без подзарядки, а приблизительная стоимость модели составит около 90 000 USD.

Купить Roadster тогда согласилось 30 человек, включая основателей Google и других богатых людей планеты. Главный инвестор компании Tesla Илон Маск пообещал, что спустя три года будет сконструирована более дешевая, 4-местная модель с 4-мя дверьми по цене до 50 тыс. долларов.

После презентации в адрес фирмы Tesla начали поступать письма с предложениями привезти на ряд мероприятий этот самый Roadster. Богатые люди непосредственно на стендах бренда выписывали чеки номиналом от $100 тысяч за предварительный заказ модели. О подобном успехе Эберхард и сотоварищи даже мечтать не могли, и со временем за участие в подобных презентациях на счета компании Tesla переводились уже миллионы.

Быстрый успех вынуждал инженеров напрячься, чтобы устранить проблемы с управлением. Анонсированные ранее продажи Roadster пришлось отсрочить с осени 2007 года до 2008 г. За этот период перед инженерами была поставлена понятная и сложная задача – создать совершенно новую трансмиссию "с нуля".

Также по предварительному плану собирать Roadster должны были специалисты Lotus. От бренда Tesla требовались только поставки качественных деталей для ходовой части авто, но в компании решили построить свой завод по изготовлению батарей, которые в дальнейшем транспортировались к Лотосу. Это привело к тому, что цена электромобиля выросла более чем в два раза, и составила порядка 200 000 долларов вместо планируемых 68 тысяч.

Как оказалось позже, внутри компании между главными инвесторами разгорелся конфликт из-за подорожания модели, а виновным в этом Илон Маск признал генерального директора проекта Эберхарда. По мнению миллиардера, Мартин потерял контроль над управлением фирмы и обвинил его в сокрытии проблем на производстве от других председателей, что равноценно мошенничеству и предательству.

Мартин Эберхард узнал о своем увольнении в телефонном разговоре с Илоном Маском во время поездки на собрание ассоциации автомобильных журналистов в Лос-Анджелесе. После Эберхарда на протяжении года компанией по очереди руководили Майкл Маркс и Зеев Дрори. В это время Илон Маск с головой погрузился в процессы управления, и в октябре 2008 года полностью принял шефство над фирмой Tesla.

С первых дней работы на новой должности Маск предстал довольно жестким и требовательным, но, одновременно, и эффективным управляющим. Он сразу поведал о ближайших планах, которые предусматривали максимальные объемы работы над сокращением себестоимости всех отдельных деталей. Илон говорил, что сотрудники обязаны работать даже по выходным, при необходимости, даже спать на работе, и так будет до тех пор, пока компания не добьется желаемых результатов.

Работа на производстве под управлением Илона Маска кипела по графику 24/7. Все существующие отделы отчитывались перед руководителем за каждый цент, но это не спасло от неминуемого, казалось тогда, краха.

За 2009 год выпущено 500 экземпляров электрокаров. Но даже жесткая политика руководителя компании Tesla Илона Маска не помогла избежать финансового кризиса. Средства быстро исчерпывались, поскольку вместо 25 миллионов, которые планировались на разработку Roadster в 2004 году, сумма плавно перешла в 140 млн. Для спасения ситуации, Маск вынужден инвестировать не один десяток миллионов долларов с личного счета.

За период 2008-2012 г.г. удалось продать только 2 250 электромобилей Roadster. Более того, репутация бренда Tesla серьезно страдает из-за конфликта с популярной в США телепередачей Top Gear, разрешение которого дошло до судов. Во время одного из эфиров компанию Тесла обвинили в мошенничестве, заявив, что автомобили проезжают на одном заряде всего 55 км. вместо заявленных 300 километров. Странно получается, но суд признал правду ТВ-канала, что еще сильней ударило по амбициям Теслы.

Зимой 2010 г. компания Tesla Илона Маска получает заем от Министерства Энергетики США размером $465 млн. На эти деньги запускается возведение крупного завода на территории Фримонта в Калифорнии. Единственно верным способом решить проблемы в сложившейся ситуации стал запуск разработки нового электрокара. Налаженное собственное производство позволило уменьшить цену почти на 40 тыс. долларов, и желающие купить Model S должны были заплатить $62,5 тысячи.

Серийный выпуск новой версии электромобиля взял старт в 2012 году. Успех оказался немыслимым – за неполные два года продано более 55 тысяч машин. Благодаря этому удалось погасить кредит, взятый в 2010 г. сроком на восемь лет, уже в 2013 г. Поспособствовал этому и проведенный IPO в 2010 г., итоги которого оказались невероятными – уже в первый день проведенных торгов стоимость акций выросла на 41%, и составила почти 24 долларов за штуку (стартовая цена - $17).

Под руководством Илона Маска компания Tesla продолжает развиваться, и в феврале 2012 года запускает в разработку очередную новинку – Model X.

Летом 2014 г. на рынок поступают бюджетные Model 3 стоимостью до 35 000 USD, в конце этого же года ассортимент пополняет модель Tesla D, ставшая совершенной версией "S".

Убытки компании с каждым годом уменьшаются, а прибыль – растет. На рынке продается более 200 тысяч экземпляров в год и эта цифра увеличивается – к примеру, за 2019-й год реализовано 367 тыс. автомобилей Тесла.

Осенью 2012 г. за историю создания Тесла открылись первые восемь станций для подзарядки электрокара Tesla Supercharger, которые расположились по маршрутам Вашингтон – Бостон и Сан-Франциско – Лос-Анджелес. На каждой станции предлагалось шесть стоек на 480 кВт. Благодаря этому, удалось увеличить спрос на электромобили собственного производства, а первое время владельцы авто Tesla могли заряжаться бесплатно.

На сегодня сеть Tesla Supercharger насчитывает более 1 500 станций в более, чем 50 странах мира, а количество стоек на каждой из них варьируется от 6 до 40. Помимо быстрозарядных станций, на территории многих придорожных отелей и ресторанов предлагаются услуги по медленному заряду Destination Charger (до 22 кВт).

В июне 2014 г. впервые в истории Теслы был открыт полный доступ к патентам. Илон Маск уверяет, что не станет прибегать к судам, если кто-то будет пользоваться технологиями компании. Ведь скрытие патентов тормозит прогресс и дает преимущество только юристам, а не изобретателям. Также он уверен, что раскрытие патентов не навредит компании.

В октябре 2014 года в истории Tesla произошло еще одно важное событие – бренд представил первый автомобиль, управляющийся автоматическим режимом. В модель внедрены радары, камеры с распознавателями изображения и сонарными сенсорами, благодаря чему машина может держаться центра или менять полосу во время движения.

Также здесь присутствуют автосистемы круиз-контроля и экстренного торможения. В совершенной версии Model S, выпущенной в 2016 году, уже добавлена функция автоматической парковки и вызова машины из гаража при использовании специального приложения.

Начиная с августа 2016 г. совет директоров Tesla одобрил покупку акций за $2,6 миллиарда фирмы Solar City, которая занимается производством солнечных энергетических систем. Пост председателя сразу занял Илон Маск, и принялся познавать новый для себя рынок. В качестве эксперимента, компания Тесла избрала тихоокеанский остров Тау численностью до 600 жителей, на котором возобновляемая энергия покрывается солнечными батареями и аккумуляторами.

Летом 2017 г. Tesla выиграла тендер на постройку самого крупного в мире энергохранилища в Австралии. Бункер будет экономить энергию в пиковый период потребления. Система Hornsdale Power Reserve, мощность которой 100 МВт и емкость 129 МВт/ч, возведена на батареях Tesla PowerPack. К сети она подключена 1 декабря 2017 г., и обеспечивает электричеством более 30 000 объектов на протяжении часа.

По состоянию на конец января 2021 года, рыночная цена гиганта-производителя электрокаров Tesla превышает 750 миллиардов долларов. По капитализации бренд входит в список ТОП-10 самых дорогостоящих фирм мира – компанию в этом рейтинге Тесле составляют такие монстры, как Microsoft, Facebook, Apple и Amazon.

За 2020 год акции производителя электрокаров Tesla выросли на 720%. В начале нового года благодаря продождающим бурный рост ценным бумагам Илон Маск на некоторое время возглавил список самых богатых людей мира, обогнав на этом посту Джеффа Безоса. Бренд Тесла продолжает неустанно развиваться и радовать своих клиентов даже во времена эпидемии – отличный пример растущей компании с сильными руководителями.

Дилерские центры
СТОА
Автосигнализации
Расчёт стоимости страхового полиса
Автокредиты
Официальный сайт компании
Новости компании

Метрика