Последний является хотя и является формальным основанием урегулирования убытков, для целей его проведения нуждается в соответствующем документальном оформлении. Данным целям служит поданное в страховую компанию письменное заявление о страховом случае (иногда на практике встречается такое его упоминание как страховая претензия). Правила его подачи, сроки и порядок рассмотрения устанавливаются страховыми компаниями самостоятельно в разрабатываемых ими правилах оказания отдельных видов страховых услуг.
Детальное ознакомление с названными правилами выступает залогом недопущения страхователем ошибок, предполагающих в дальнейшем отказ в получении страхового возмещения или соразмерного уменьшения его суммы. Кроме того, ознакомление с ними обусловлено и существующими в каждой страховой компании особенностями, касающимся урегулирования убытков по различным «страховым случаям».
Для обеспечения возможности получения страхового возмещения необходимо оформить в установленном порядке заявление о наступлении страхового случаи и передать его страховщику в указанные в правилах страхования сроки. В отдельных случаях имеет место дополнительное требование об извещении страховщика непосредственно сразу после наступления страхового случая любым из доступных способов связи. При оформлении заявления ответственное лицо страховой компании сообщит список необходимых к представлению документов, обязательных для целей урегулирования убытков и осуществления страховой выплаты.
Сбор соответствующих документов какими-либо сроками не ограничен. Страхователь самостоятельно для себя определяет последовательность своих действий с учетом существующей потребности в получении страхового возмещения. Единственной условностью на этот счет, правда также не оказывающей существенного влияния на процедуру урегулирования убытков, является сбор и предоставление необходимых документов на рассмотрение страховой компании в течение оставшегося срока действия страхового полиса.
Урегулирование убытков в отдельных случаях, имеет место и упрощение процедуры урегулирование убытков, где сбором части документов занимается непосредственно сама страховая компания, что, по ее мнению, делает процедуру более объективной и позволяет минимизировать риски финансовых потерь в результате мошеннических действий со стороны страхователя.
Параллельно с этим, страхователь в целях последующего урегулирования убытков должен, особенно если речь идет об имущественном страховании, представить на обозрение представителя страховой компании поврежденный предмет страхования (чаще всего осмотр повреждений имеет место по договорам обязательного и добровольного автострахования). Время, место и порядок осмотра определяется страховой компанией самостоятельно.
Здесь следует иметь ввиду, что до момента осмотра и определения характера повреждений и их локализации, каких-либо манипуляций с поврежденным транспортным средством производить не рекомендуется. Выявленные в процессе урегулирований убытков отступления от данного правила послужат основанием к отказу в получении страхового возмещения.
Завершающей стадией процедуры урегулирования убытков – является оценка полученных страховой компанией в свое распоряжение сведений и признание на их основе имевшего место события страховым случаем с назначением страховой выплаты или отказе в ней.
Срок вынесения решения соответствующими правилами страхования может быть строго лимитирован. При несогласии с принятым страховщиком решением страхователь вправе изложить их в претензии в адрес страховой компании, а при не удовлетворительном результате ее рассмотрения – обратиться в суд.
Действия при наступлении страхового случая
- Остановитесь на месте происшествия, ни в коем случае не отгоняйте автомобиль с места ДТП до приезда сотрудников ГИБДД, включите аварийную сигнализацию и выставите знак аварийной остановки;
- Вызовите на место ДТП сотрудника ГИБДД по телефону 02 (в сети МТС — 112, Билайн — 911), через Службу спасения — 112. Если есть пострадавшие, окажите им доврачебную помощь, и вызовите «Скорую помощь» по телефону 03;
- Запишите фамилии, адреса, телефоны очевидцев происшествия (включая пассажиров своего автомобиля) — их надо будет указать, когда Вы будете писать объяснение о ДТП инспектору ГИБДД;
- Запишите данные других участников ДТП - Ф.И.О., адрес, регистрационный номер и марку автомобиля;
- Позвоните в страховую компанию, где застрахован Ваш автомобиль, сообщите о произошедшем ДТП и следуйте инструкциям оператора;
- Заполните извещение о ДТП по риску ОСАГО (если необходимо);
- Дождитесь сотрудников ГИБДД и оформите все необходимые документы. Проследите за правильностью составления схемы и протокола. Если не все последствия аварии очевидны, следует настоять на указании наличия возможных скрытых повреждений в справке о ДТП.
В ожидании приезда инспекторов ГИБДД
- На месте не следует давать никаких письменных обязательств — находясь в стрессовом состоянии, трудно правильно оценить свои действия перед ДТП и детально вспомнить сложившуюся ситуацию;
- Решение о степени вины участников ДТП выносится судом, поэтому не следует добровольно признавать свою вину до вынесения решения суда. До полного оформления необходимых документов не делайте заявлений о сроках выплаты возмещения третьей стороне и не обсуждайте вопросы о размере страхового возмещения;
- Виновность, очевидная в первые моменты после происшествия, после изучения всех обстоятельств ДТП может оказаться неизбежным следствием действий потерпевших или недостатков дороги. Следовательно, будет установлена невиновность Страхователя или частичная виновность;
- Давать показания и объяснения никто не обязан. Поэтому сразу после ДТП, если обстоятельства случившегося не ясны, не следует сообщать работникам ГИБДД никаких сведений о происшествии. Скажите, что не в состоянии ничего рассказать, плохо себя чувствуете;
- Недопустимо подписывать пустой лист, на котором инспектор, под предлогом спешки, обещает потом нарисовать схему.
Необходимо привлечь свидетелей — все пассажиры пострадавшей или виновной машины, которые присутствовали при происшествии, по закону являются свидетелями. Свидетели вправе написать свои объяснения по поводу случившегося, а участник аварии вправе потребовать приобщить их объяснения к документации.
Оформление страхового случая в автостраховании
- После завершения процедуры оформления документов по ДТП получите от сотрудника ГИБДД: протокол (копию протокола), составленного на лицо, ответственного за нарушение ПДД, справку №748 с указанием перечня деталей ТС, поврежденных в ДТП;
- По полису автострахования заявите о страховом случае в соответствии со сроками, прописанными в Вашем договоре-страховании. Обращаем Ваше внимание на то, что в разных страховых компаниях сроки подачи заявления заметно отличаются и составляют от 3 до 10 рабочих дней.
Полис автострахования не всегда обязывает Вас доставлять поврежденный автомобиль в страховую компанию. Клиенты разичных страховых компаний имеют возможность воспользоваться услугой «Удаленного урегулирования убытков». С места ДТП поврежденный автомобиль доставляется сразу же на сервисную станцию, где после осмотра и оформления всех необходимых документов для страховой компании, отправляется в ремонтную зону.
Документы, необходимые для оформления страхового случая через удаленное урегулирование
- Страховой полис (оригинал);
- Квитанция об оплате полиса;
- Свидетельство о регистрации ТС, либо ПТС;
- Водительское удостоверение (водителя, управляющего ТС на момент ДТП);
- Талон технического осмотра/ Диагностическая карта;
- Доверенность на водителя, управлявшим ТС в момент ДТП (если водитель не владелец ТС);
- Справка из ГИБДД (формы №12 и №31), либо из УВД (форма №3 при противоправных действиях 3-х лиц);
- Протокол и постановление об административных нарушениях;
- Экземпляр извещения о ДТП по риску ОСАГО (при наличии пострадавшей стороны)/ Европротокол.
Дополнительно если страховой полис кредитный
- Кредитный договор;
- Договор залога;
- Письмо из банка (при необходимости).
Страхования от несчастных случаев на случай ДТП (АвтоНС)
Если в результате ДТП произошла смерть, утрата трудоспособности, или пострадавшее лицо понесло медицинские расходы в связи с ущербом, нанесенным здоровью, то Вам дополнительно необходимо получить из органов внутренних дел постановление о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела.
B сложной ситуации рекомендуем связаться со страховой компанией либо своим страховым агентом, так как в каждом конкретном случае могут потребоваться дополнительные документы либо справки.