Расходы на ремонт по ОСАГО рассчитают по новым правилам


Расходы на ремонт автомобилей в рамках ОСАГО теперь рассчитываются по новой методике Банка России. Размер компенсации за поврежденное транспортное средство страховщики будут определять на основании новых региональных справочников цен на запчасти, материалы и нормо-часы, которые будут обновляться раз в три месяца.

Одновременно с этим ЦБ исключил ранее существовавшую возможность учета стоимости дешевых б/у запчастей. По мнению экспертов, это приведет к увеличению размера компенсационных выплат, а также сделает ремонт более качественным.

20 сентября вступает в силу положение Банка России № 755-П, в котором содержится новая «методика определения расходов на ремонт поврежденного транспортного средства» в рамках ОСАГО. Методика, действовавшая с 1 декабря 2014 года, отменяется.

Ключевое изменение касается справочников средней стоимости запасных частей, которые формирует Российский союз автостраховщиков (РСА). Справочник состоит из трех каталогов: цены на запчасти, материалы и нормо-часы. По этим данным автовладелец может проверить, насколько верно страховая оценила ущерб в результате ДТП. Такие справочники появились лишь семь лет назад, до этого эксперты при оценке повреждений авто применяли отличающиеся друг от друга механизмы расчета ремонта, что приводило к многочисленным спорам и судебным разбирательствам между страховщиками и клиентами. Автовладельцы, как правило, требовали более значительную компенсацию, чем предлагал страховщик.

До сих пор базы с ценами действовали для 13 «экономических регионов» (объединяют несколько субъектов федерации). К примеру, фара на Nissan X-Trail 2019 года в Центральном регионе (включает Москву и Московскую область), по данным на 17 сентября, стоила 86,3 тыс. руб., в Центрально-Черноземном — уже 92,7 тыс. руб., в Северо-Западном — 80 тыс. руб., в Крымском — 90,5 тыс. руб., в Северо-Кавказском — 98,4 тыс. руб. Теперь же у каждого региона будет свой справочник — для более точного расчета стоимости ремонта в конкретных населенных пунктах с учетом местных цен. К примеру, средняя стоимость каждой детали должна формироваться на основании данных, полученных не менее чем из пяти профильных интернет-магазинов. Актуализировать справочники будут не раз в полгода, как раньше, а раз в три месяца. Однако первую их серию по новым правилам РСА выпустит только в марте 2022 года — в рамках обозначенного ЦБ переходного периода.

Новая методика сделает механизм определения стоимости ремонта «более прозрачным для автовладельцев и будет способствовать снижению количества судебных споров по «автогражданке», считает президент РСА Игорь Юргенс. По итогам шести месяцев 2021 года, следует из данных союза, количество судебных споров снизилось на 16% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (с 34,8 тыс. до 29,3 тыс.).

Отметим, еще одно изменение связано с возможностью использования бывших в употреблении запчастей. Действующая методика позволяет эксперту с письменного согласия страховщика и потерпевшего рассчитывать цену ремонта с учетом стоимости более дешевых б/у деталей «в исключительных случаях» (например, если поставщику для доставки нового узла необходимо более 45 дней). В новом положении этот пункт исключен. Такая мера позитивно повлияет на качество ремонта, предполагает вице-президент Автомобильной сервисной ассоциации Александр Казаченко. А если страховая компания компенсирует ущерб деньгами, то это приведет к увеличению размера выплат, считает эксперт.

Главная проблема справочников, отмечает глава юридической службы Национального автомобильного союза Вадим Геворкян, в том, что цены туда попадают зачастую с «сомнительных» сайтов: одна и та же запчасть может стоить одновременно 1 тыс. и 100 руб. (оригинал и реплика). Поэтому средняя цена, представленная в справочнике, получается невыгодной для автовладельца, считает он. «Кроме того, не учитывается срок доставки деталей, — говорит эксперт.— Очевидно, что запчасть "в наличии" будет дороже, чем та, что будет доставлена со склада через 60 дней. В качестве базовой должна фигурировать цена, которая соответствует стоимости оригинальной детали у официального дилера».

Адвокат Алексей Ащаулов вообще сомневается, что автовладельцы почувствуют нововведения. До появления методики в 2014 году, говорит он, пострадавшим в ДТП было легче получить «адекватную» компенсацию ущерба через суд. «Сегодня страховые компании идут на различные ухищрения, прикрываясь методикой ЦБ, чтобы не платить. С новым документом эта ситуация усугубится», — говорит господин Ащаулов.

Сохраняется одна из главных проблем ОСАГО, добавляет Вадим Геворкян: выплаты пострадавшим рассчитываются с учетом износа транспортного средства. «Это приводит к тому, что владелец 10-15-летней машины после ДТП на руки получает сумму, на которую невозможно ничего отремонтировать, — говорит господин Геворкян. — При этом если в аварии пострадали транспортные средства, не застрахованные по ОСАГО, или выплаты происходят по каско, то компенсация ущерба рассчитывается без учета износа».

Информация о ОСАГО

SMM-журналист редакции TRUE
Страхование
Теги по теме:
 
 
Вам также будет интересно:
09.06.2021

Объявлены самые недобросовестные регионы по ОСАГО

Прочитать...

23.04.2021

Таксопарки готовятся перейти на серую сторону из-за ОСАГО

Прочитать...