Клиенты все ещё думают что отказ в оформлении ОСАГО не законен


В соцсетях автомобилисты массово жалуются на отказы страховщиков в заключении договоров ОСАГО — чаще всего это касается немолодых машин. В региональ­ной прессе появляются публикации, в которых страховщики обвиняются в нежелании страховать автомобили старше 10 лет.

Так, большой резонанс получил репортаж из Барнаула, где почти 300 владельцев автомобилей столкнулись с отказами.

Судя по рассказам автомобилистов, страховщики под любыми предлогами отказываются страховать немолодые автомобили, особенно с правым рулём — якобы для таких машин сложно и дорого искать запчасти, поэтому работать с ними невыгодно. А если клиенты продолжают настаивать на оформлении полиса, то страховщики придумывают технические проблемы — от отсутствия доступа к базам до отключения света в офисах.

Однако, как сообщили корреспонденту Журнала Автору в Российском союзе автостраховщиков, массового потока жалоб на доступ­ность ОСАГО в Алтайском крае пока не фиксируется. В первом полугодии в регионе было оформлено 334 тысячи полисов ОСАГО и доля жалоб на проблемы составляет малую часть. Кроме того, средняя цена полиса в Алтайском крае составляет 4256 рублей при верхней границе базового тарифа 5436 рублей. Это означает, что в регионе страховщики не фиксируют высокой убыточности. Для сравнения: в соседней Кемеровской области средняя цена полиса составляет 5686 рублей, в Омской — 5180 рублей, в Новосибирской — 5950 рублей.

В Центробанке отметили, что регулятор действительно зафиксировал в Алтайском крае рост числа жалоб на отказы, но цифры гораздо скромнее тех, что фигурируют в местной прессе: за первые 6 месяцев 2020 года в регионе было получено 8 жалоб, за аналогичный период 2021 года — 13.

И в Центробанке, и в РСА подчёркивают, что страховщик не может отказать в заключении договора ОСАГО. «Полис ОСАГО — обязательный документ. Без него эксплуатация транспортного средства запрещена. Страховщик не вправе отказать в полисе ОСАГО, если предоставлен весь пакет документов, необходимых для оформления. Если человеку отказывают в оформлении полиса, можно направить жалобу через интернет-приёмную Банка России. Банк России будет разбираться в каждом конкретном случае», — заявили в Центробанке.

«Отказать в покупке не могут совсем, поскольку это публичный договор. Но могут выявить недостоверные данные в полисе, что может привести к досрочному расторжению договора. Для случаев, когда полис ОСАГО почему-то не получилось оформить, есть система гарантирования "Е-Гарант", — сообщили в РСА. То есть никаких легальных оснований для отказа в заключении договора ОСАГО у страховщиков быть не может, независимо от возраста машины.

У страховщиков действительно есть возможность прекратить договор досрочно на основании того, что страхователь предоставил недостоверные данные. Например, адрес регистрации автовладельца. Довольно часто водители меняют место жительства и адрес, но не обращаются в ГИБДД для исправления этих данных в документах регистрации автомобиля.

Впрочем, расторжение договора по этой причине можно оспорить. Верховный суд, разбирая несколько дел, указал, что смена адреса регистрации не влияет на достоверность данных, предоставленных страховщику при заключении договора ОСАГО. Кроме того, ВС подтвердил, что смена адреса после заключения договора не может быть поводом для отказа в выплате. Главное, что автомобиль и его владелец остались прежними.

Если страховщик пытается отказать автовладельцу в заключении договора, то необходимо обжаловать эти действия. Сначала надо получить письменный отказ. Если же письменный отказ не выдают, то достаточно описать в жалобе сложившуюся ситуацию. Жалобу нужно подать или в РСА, или в Центробанк — это можно сделать в электронном виде на сайте РСА или Центробанка. Скорость рассмотрения жалобы будет примерно одинаковой. Эффективность тоже: регулятор обяжет страховщика исполнить закон.

Другой вопрос, что заключать договор с обиженным страховщиком не стоит, — это чревато дальнейшими возможными проблемами при наступлении страхового случая. В любом регионе выбор страховщиков обычно широкий, а если это не так, то договор можно заключить через электронную систему «Е-Гарант», которую РСА разработала специально для таких случаев. Правда, летом система часто работает со сбоями — как заявили в РСА, прямо сейчас внедряется новый, более защищённый механизм оформления полисов.

Если, несмотря на все обращения, автовладельцу так и не удалось заключить договор ОСАГО, то формально он не имеет права ездить на автомобиле. А если поедет и попадётся без страховки, то заплатит штраф в размере 800 рублей. И может получать его за каждый день езды без страховки, если нарушение будут фиксировать дорожные камеры.

Если же полис всё-таки удалось купить, но не сразу, то никаких санкций за разрыв периода страхования не будет. Срок действия договора начинается с даты заключения, а если он был заключён в электронном виде, то через три дня с момента оплаты.

Не изменится для водителя и коэффициент бонус-малус (КБМ), который присваивается за безаварийную езду. Если раньше действовало правило, согласно которому КБМ обнулялся при прерывании срока страхования, то сейчас он фиксируется для авто­владельца по состоянию на 1 апреля любого года — даже после окончания действия страховки.

Информация о ОСАГО

SMM-журналист редакции TRUE
Страхование
Теги по теме:
 
 
Вам также будет интересно:
21.07.2021

Страховщики прокомментировали дорогое Е-ОСАГО

Прочитать...

09.06.2021

Объявлены самые недобросовестные регионы по ОСАГО

Прочитать...