Об этом сообщили в антимонопольной службе. В число таких принципов вошли:
* разумная открыть цифровых платформ (в частности, свободный доступ к информации о том, как происходит ранжирование результатов поиска);
* нейтральное отношение ко всем сторонам рынка (ФАС уже вынесла предупреждение Microsoft из-за неправомерного предоставления преимуществ собственному антивирусному ПО);
* обеспечение самостоятельности пользователей платформ при взаимодействии с ними (например, Booking.com признан нарушителем из-за злоупотребления доминирующим положением для навязывания невыгодных условий договоров гостиницам и отелям);
* недопущение расширительных и двусмысленных формулировок в правилах работы цифровых платформ (против Google также было возбуждено дело о непрозрачных правилах в пользовательском соглашении YouTube, позволяющих блокировать и удалять аккаунты без предупреждения).
* обеспечение прав пользователей платформы, в том числе путём рассмотрения их обращений и предоставления им полных ответов.
Свод правил поведения игроков на цифровых рынках сформулирован для избежания основных рисков и недобросовестных практик, зафиксированных в отрасли, подчеркнула начальник управления регулирования связи и информационных технологий ФАС Елена Заева.
По её словам, базовые принципы, с одной стороны, будут способствовать формированию открытых, прозрачных, недискриминационных условий для ведения бизнеса, а с другой ― обеспечивать реализацию конституционных прав граждан, в частности свободы получения и распространения информации и неприкосновенности частной жизни.
В ходе дальнейшей работы над проектом планируется проработать механизм урегулирования споров, возникающих при несоблюдении обозначенных базовых принципов.
В «Яндексе», «Авито» и AliExpress заявили «Известиям», что участвовали в обсуждении базовых принципов ФАС и поддерживают их. Сбалансированный подход службы, основанный на саморегулировании онлайн-платформ, позволит развивать конкуренцию, улучшать пользовательский опыт и создавать условия для развития малого и среднего бизнеса, ожидают в «Яндексе». В Ozon сообщили, что также концептуально поддерживают идею саморегулирования, а в ВТБ — что выступают за открытые и понятные всем правила взаимодействия поставщиков с экосистемами.