Таксопарки готовятся перейти на серую сторону из-за ОСАГО


Количество нелегальных такси в России кратно вырастет в случае повышения тарифов ОСАГО для бизнеса, предупредили в отрасли.

Бизнес обеспокоен возможным повышением тарифов ОСАГО для такси на 60%, на котором на одном из последних совещаний с регулятором настаивали страховщики. Они поясняют: машины для частного извоза в разы чаще попадают в ДТП, и математически стоимость полиса должна увеличиться в четыре раза. В ЦБ заверили, что пока не обсуждают изменение тарифов.

Общественный совет по развитию такси выразил обеспокоенность возможным ростом стоимости ОСАГО для такси. По данным организации, ранее страховые компании обсуждали возможность пересмотра тарифов совместно с ЦБ и Минфином, и страховщики настаивали на их увеличении минимум на 60% для такси. В письме в ЦБ от 16 апреля совет предостерег: повышение стоимости полисов может обернуться массовым переходом перевозчиков в серую зону. С копией документа ознакомились «Известия».

— В случае увеличения тарифа полис ОСАГО для такси станет недоступным не только для столичных таксопарков, но и для подавляющего большинства региональных. Начнется массовый отток таксомоторных перевозчиков в нелегальный бизнес, — сказано в письме совета.

Сейчас цена полиса ОСАГО для автомобиля такси составляет около 43 тыс. рублей в Москве, отметила председатель совета Ирина Зарипова. Стоимость страхования машины такси не должна составлять 100 тыс. рублей в столице и 70 тыс. рублей в регионах, отметили в организации.

ЦБ получил письмо совета и изучает его, сказали «Известиям» в пресс-службе регулятора. Там добавили, что в Банк России пока не поступала инициатива о повышении страховых тарифов для такси на 60%. В ЦБ напомнили, что тарифы последний раз повышали в сентябре прошлого года, и по действующему законодательству их пересмотр не может происходить чаще, чем раз в году. Пока регулятор не приступил к анализу убыточности для изменения тарифного коридора. В то же время ЦБ признает, что частота аварий в сегменте такси выше, чем у легковых автомобилей физических лиц (не такси).

В Минфине вопрос повышения тарифов не обсуждался, их установление — это обязанность ЦБ, сказали «Известиям» в пресс-службе ведомства.

Страховые компании считают обоснованным повышение тарифа ОСАГО для такси. Такие автомобили чаще попадают в ДТП из-за того, что больше времени проводят на дороге. Например, в прошлом году аварийность такси составила в среднем 34%, а остального автопарка — 4,4%, сообщил «Известиям» руководитель дирекции розничного бизнеса «Ингосстраха» Виталий Княгиничев. Это вынуждает страховщиков увеличивать тарифы на ОСАГО для такси, сказал он. По словам Виталия Княгиничева, математически тариф нужно повышать в четыре раза. Он добавил, что также за последний год средняя выплата страховой компании по ОСАГО выросла на 6,9%, «но касательно такси дело не в стоимости ремонта, а в аварийности».

Сходные данные предоставили и в Российском союзе автостраховщиков (РСА). Там отметили необходимость совершенствовать подготовку водителей такси — только за последний год количество смертей в результате аварий с их участием выросло на 20% по сравнению с 2019 годом. При этом количество ДТП осталось на прежнем уровне.

— Такси сейчас — очень аварийный и опасный вид транспорта как для его пассажиров, так и для других участников дорожного движения. И эту проблему необходимо срочно решать, — заявили в РСА.

Поэтому страховщики обсуждают введение дополнительных механизмов, чтобы «распределить повышенную убыточность аварийных сегментов рынка на всех страховщиков обязательной «автогражданки» за счет создания перестраховочного пула», сказали в организации. По их мнению, такое решение вкупе с разумным повышением верхней границы тарифного коридора для такси позволит решить проблему с повышенной аварийностью этого вида транспорта.

При этом в РСА подчеркнули, что при значительном повышении стоимости ОСАГО таксисты в принципе перестанут покупать полисы.

Аварийность с автомобилями такси не делает ОСАГО убыточным для страховых компаний, возразили в Общественном совете по развитию такси. По оценке организации, стоимость полиса для таксистов в среднем в 10 раз больше, чем для обычных автовладельцев. При этом количество легальных автомобилей такси составляет около 450 тыс., но только 150 тыс. из них работают с полисом ОСАГО именно для такси, сказали в совете. Там добавили, что еще около миллиона машин насчитывает серый рынок такси: незарегистрированные как участники рынка извоза, они по факту оказывают эти услуги.

— Если компании станут страховать весь таксомоторный рынок, то за счет увеличения объема таких автомобилей это перестанет носить убыточный характер, — считают в организации.

Позицию совета по развитию такси поддержали в Госдуме.

— Тарифы для такси сейчас рассчитываются по самому высокому коэффициенту с мотивацией, что такси убыточно для страховых компаний. Однако ни одна страховая не предоставила расчет этой «убыточности». Логичнее было бы страховым компаниям продумать продукт, где была бы тесная взаимосвязь между безаварийной ездой и величиной тарифа ОСАГО: чем аккуратнее ездит водитель, тем меньше он будет платить, — отметил замглавы комитета ГД по транспорту Александр Старовойтов.

Предложение повысить тарифы ОСАГО для такси отрицательно скажется на партнерах-перевозчиках, которые до сих пор восстанавливаются после убытков, понесенных во время пандемии, отмечают в «Ситимобиле». В компании допустили переход таксистов в серую зону при кратном увеличении тарифов. Той же точки зрения придерживаются и в сервисе заказа такси DiDi.

По оценке «Ситимобила», средняя стоимость ОСАГО для перевозчика уже составляет 70 тыс. рублей и «сам полис практически невозможно купить из-за отказов страховых компаний».

В сервисе «Максим» согласились, что для водителей это неподъемная сумма. В компании не считают такси более аварийным типом транспорта. До 70% ситуаций с получением вреда здоровью в такси происходит по вине других участников дорожного движения и по другим причинам, отметил представитель компании Павел Стенников.

— Нельзя грести всех водителей такси под одну гребенку, необходим индивидуальный подход. Если принять во внимание логику авторов инициативы [о повышении тарифов ОСАГО для такси], то было бы разумным ввести прогрессивную ставку по тарифам: чем больше аварий по твоей вине, тем дороже страховой полис, — считает директор по операционному развитию службы сервиса заказа такси «Таксовичкоф» Илья Байко.

Рост цен на ОСАГО

SMM-журналист редакции TRUE
Страхование
Теги по теме:
 
 
Вам также будет интересно:
07.04.2021

Базовые ставки для такси опять пересматривают

Прочитать...

23.03.2021

Появилась слабая перспектива оформления полисов ОСАГО для такси

Прочитать...