Страховщики фиксируют рост жалоб на федеральные медцентры


С начала этого года число жалоб пациентов на доступность лечения по ОМС в федеральных медучреждениях выросло на 20%, следует из статистики претензий, направляемых россиянами в страховые медорганизации.

Чаще всего застрахованные указывали на необоснованные отказы в предоставлении медпомощи и требование за нее денег. В то же время, по оценкам экспертов Центрального НИИ организации и информатизации здравоохранения (ЦНИИОИЗ) Минздрава, проведенная реформа, наоборот, обеспечивает обоснованный отбор нуждающихся на основе медицинских показаний и учитывает их право на выбор больниц.

С начала этого года доступность лечения в рамках ОМС в федеральных медучреждениях могла существенно снизиться, свидетельствует статистика жалоб в страховые медорганизации за январь-февраль 2021 года. Это может быть одним из первых последствий реформы взаимоотношений федеральных больниц с клиниками, страховщиками и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования (ФФОМС).

В России есть несколько десятков федеральных медицинских учреждений, которые оказывают высокотехнологичную медпомощь. Если раньше их услуги оплачивались только из средств федерального бюджета, то с 2014 года правительство начало постепенно переводить все больше видов ВМП на финансирование в рамках ОМС. Однако по мере расширения линейки видов ВМП в рамках ОМС и роста спроса на нее такое лечение стали оказывать все больше больниц и клиник регионального значения, что привело к недофинансированию федеральных медучреждений. Решение этой проблемы Минздрав увидел в том, чтобы выделить федеральным больницам и клиникам отдельное финансирование на оказание ВМП по ОМС, зарезервировав под каждое учреждение определенный объем пролеченных пациентов. Одновременно с этим было предложено передать контроль за оказанием лечения такими больницами и клиниками от страховщиков к ФФОМС. Оба эти изменения в функционирование системы ОМС были одобрены правительством в конце 2020 года, несмотря на сомнения пациентских организаций в эффективности такого контроля (подробнее см. “Ъ” от 8 октября 2020 года).

Как следует из статистики Всероссийского союза страховщиков (есть у “Ъ”), за первые два месяца этого года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года число жалоб застрахованных на оказание медпомощи в федеральных медучреждениях выросло на 20%, увеличившись с 1,9 до 2,3 на 100 тыс. застрахованного населения.

Наиболее частым поводом для обращений является доступность лечения в федеральных больницах и клиниках — в частности, пациенты указывают на необоснованные отказы в помощи и требование оплатить ее из собственных средств. Чаще всего на эти проблемы жаловались проживающие в Московской и Кировской областях, где число соответствующих обращений к страховщикам составило 13,6 и 11,5 на 100 тыс. застрахованного населения. Это в семь и шесть раз выше среднего показателя по РФ (2,3 обращения на 100 тыс. застрахованного населения). Также, как пояснили “Ъ” в ВСС, застрахованные недовольны новым механизмом защиты своих прав на лечение. По их сообщениям, ФФОМС не защищает их интересы вместо страховщиков сам, а переадресовывает жалобы в Росздравнадзор, страховые компании и территориальные фонды ОМС. Кроме того, по данным, поступающим в ВСС, в большинстве спорных ситуаций ФОМС занимает сторону федерального медучреждения, а не гражданина.

В то же время, как следует из опубликованного в пятницу аналитического доклада ЦНИИОИЗ Минздрава, посвященного законодательным изменениям в системе ОМС в 2020 году, новый порядок направления пациентов в федеральные медорганизации, напротив, «заслуживает положительной оценки». Он, по мнению экспертов ведомства, подразумевает обоснованный отбор нуждающихся на основе медицинских показаний и учитывает их право на выбор медорганизации. При этом, хотя доклад признает, что в результате реформы сфера деятельности и объемы финансового обеспечения страховщиков по ОМС значительно сократились, передача функции защиты прав пациентов федеральных медорганизаций в ФФОМС рассматривается как возврат к прежнему объему полномочий фонда, а не как приобретение принципиально новых. На момент публикации текста комментарий по данному вопросу от ФФОМС не поступал.

Новая медицина

SMM-журналист редакции TRUE
Страхование
Теги по теме:
 
 
Вам также будет интересно:
03.03.2021

Минздрав озаботился реестром экспертов качества медпомощи

Прочитать...

13.01.2021

Целесообразна ли цифровизация в медицине?

Прочитать...