ОМС загоняют все дальше в... онлайн


Согласно приказу Минцифры об утверждении методик расчета целевых показателей «Цифровой трансформации» количество медицинских консультаций онлайн должно достичь 50% к 2030 г.

Документ был подписан замминистра цифрового развития Олегом Паком в январе, «Ведомости» ознакомились с его копией.

Оказывать медицинские услуги удаленно разрешил закон «О телемедицине», который вступил в силу 1 января 2018 г. Однако возможность оказания таких услуг согласно закону ограничена тем, что первичный прием и осмотр пациента врач должен провести очно.

Согласно опросу ВЦИОМа, проведенному в конце 2019 г., т. е. еще до пандемии, за медицинской помощью в городские и муниципальные медицинские учреждения по полису обязательного медицинского страхования (ОМС) когда-либо обращалось 93% россиян. При этом только в 2019 г. этой возможностью воспользовался 61% респондентов.

В 2020 г. в России телемедицинские консультации получило более 5 млн человек, а число зарегистрированных у провайдеров телемедицинских услуг пользователей уже превышает 10 млн, знает гендиректор компании «Платформа «Третье мнение» (разрабатывает алгоритмы искусственного интеллекта для медицины) Анна Мещерякова. В период пандемии рынок продемонстрировал рекордную динамику роста и есть все основания полагать, что к 2030 г. половина консультаций будет оказываться пациентам в онлайн-режиме, считает она: «Показатель кажется достижимым, так как только пациентов с хроническими заболеваниями, которым не требуется постановка диагноза, в стране 31 млн человек. Значительная часть этих пациентов находится на диспансерном наблюдении, и большую часть коммуникаций с медиками и обмен информацией о показателях здоровья можно проводить дистанционно».

Заметнее всего спрос на дистанционные медуслуги вырос в коммерческом секторе: например, в сети «Медси» рост в прошлом году составил 300%. С помощью телемедицинской платформы «Медси – SmartMed» в 2020 г. было проведено свыше 35 000 консультаций, а сегодня база пользователей приложения SmartMed ежеквартально прирастает на 30%, рассказал директор по цифровой трансформации «Медси» Александр Пилипчук.

Спрос на оказание медицинских услуг в онлайн-формате в России, с одной стороны, стимулировался пандемией, с другой – ограничивался законом и консерватизмом врачей и врачебных организаций, отмечает руководитель направления цифровой медицины «Инвитро» Борис Зингерман: «Оказание удаленной помощи – новый опыт и для врачей, и для пациентов. При этом есть существенные технические ограничения – они связаны с идентификацией пациента. В законе указано, что она должна проводиться через портал госуслуг, но не все коммерческие организации могут получить доступ к системе». Кроме того, пациент должен дать согласие на получение услуг онлайн, что сделать дистанционно тоже не всегда просто. «И в правовом плане мешает запрет на постановку диагноза и назначение лечения при первичной телемедицинской консультации», – объясняет Зингерман.

Распространению телемедицины мешает тот факт, что большой объем обращений к врачам приходится на пожилых людей, среди которых наименьшая доля пользователей интернета, отмечает руководитель практики по работе с компаниями сферы здравоохранения и фармацевтики KPMG в России и СНГ Виктория Самсонова.

«Немаловажную роль в популяризации телемедицины играет и вопрос доверия к подобным услугам, а с учетом распространенности различных мошеннических схем и информации о них очевидно, что часть потенциальных клиентов все еще относится с подозрением к подобным услугам». Однако к 2030 г. влияние этих факторов уже не будет таким существенным, считает Самсонова.

Пока в разрешенный Минздравом перечень включено только 20 видов услуг, которые врачи могут оказывать онлайн по ОМС, знает Зингерман: «Это, например, дистанционный мониторинг давления или измерение глюкозы в крови. Однако в случае активного распространения телемедицинских практик средств, выделяемых государством на медицину, может не хватить».

Парадоксальным образом ОМС в России мешает развитию технологий, соглашается основатель компании – разработчика медицинского ПО Unim Алексей Ремез: «Главный интересант внедрения любых технологий в здравоохранение – от фармацевтических инноваций до роботоассистированной хирургии – это не врачи, не пациенты, а система финансирования медицинских услуг, которая у нас не работает. В идеальном мире именно источник финансирования заинтересован в том, чтобы медицинская помощь была максимально эффективной и доступной».

Инфраструктура связи в стране развивается, растет рынок медицинских услуг, россияне заинтересованы в получении качественной медицинской помощи, отметили в Минцифры: «Часто консультационную помощь нужно оказать гражданам, живущим в удаленных и труднодоступных населенных пунктах. Вместе с развитием телемедицинских сервисов будут развиваться и другие дистанционные сервисы, такие как оформление электронного рецепта на лекарственные препараты, открытие и закрытие больничных листов, а также оформление и получение электронных медицинских документов».

Телемедицина в системе ОМС

SMM-журналист редакции TRUE
Страхование
Теги по теме:
 
 
Вам также будет интересно:
03.03.2021

Минздрав озаботился реестром экспертов качества медпомощи

Прочитать...

13.01.2021

Целесообразна ли цифровизация в медицине?

Прочитать...