Доступ к базе застрахованных хотят сделать платным


   В конце ноября Банк России вынес на обсуждение экспертного совета с участием страховщиков и представителей власти законопроект о создании единой АИС страхования на базе созданных страховыми союзами баз АИС ОСАГО, Бюро страховых историй и проч., которые должны быть переданы регулятору. Законопроект подразумевает, что страховщики будут и дальше финансово обеспечивать функционирование базы, но ее использование для страхователей и страховщиков станет платным в большинстве случаев.

   Необходимость передачи баз данных от страхового сообщества к регулятору в Банке России мотивируют существующим сейчас противоречием бизнес-интересов страховщиков и «публичного интереса». Как сообщили в пресс-службе ЦБ, в настоящее время страховое сообщество самостоятельно принимает решения о целесообразности тех или иных доработок. «Приоритеты в такой ситуации естественным образом определяются с учетом потенциального влияния изменений на бизнес-процессы страхового сообщества. При этом часто исключаются из реализации запросы, сформированные исходя из публичного интереса», – прокомментировали в пресс-службе Банка России.

   ЦБ намерен создать коммерческую компанию-оператора, которая будет собирать плату за ее использование. При этом в комментариях регулятора «Ведомостям» подчеркивается: «Мы не заинтересованы в создании нового источника доходов для государства или иных участников. Как следствие, предлагаемые изменения не окажут влияния на страховые тарифы». Филипп Габуния, директор департамента страхового рынка Банка России, выступая на экспертном совете, подтвердил, что «ЦБ в данном случае прекрасно понимает публичный интерес в этой части и будет таргетировать ценовую политику оператора, чтобы этот эффект минимизировать».

   С этой идеей категорически не согласился Российский союз автостраховщиков (РСА). По словам президента РСА Игоря Юргенса, с 2011 г. в создание этих баз страховщики вложили более 10 млрд руб. и считают их своей собственностью, более того, они ежедневно нужны страховщикам в работе. Как пояснил «Ведомостям» Евгений Уфимцев, исполнительный директор РСА, в процессе заключения договора каждый страховщик делает около 20 запросов к АИС ОСАГО на каждый договор: «Всего в день страховщиками делается несколько миллионов запросов. Кроме того, запросы к АИС ОСАГО исходят и от самих автовладельцев – при проверке своего полиса ОСАГО, когда он покупается у агента, на предмет, не является ли он фальшивым, при проверке КБМ, при проверке полиса ОСАГО участников ДТП и т. п. Согласно законопроекту, бесплатными для граждан будут только два запроса в год к новой базе. Как при этом будут обеспечены все потребности автовладельцев в данных, не ясно».

   Если за каждое обращение к АИС страховщикам придется платить, пусть даже невысокую цену, их затраты существенно возрастут, что неизбежно отразится на стоимости полисов ОСАГО. Если же регулятор повышать тарифы не позволит, то логичным развитием ситуации представляется уход с рынка большинства игроков – им станет невыгодно продавать ОСАГО даже через собственные сайты, не говоря уже о маркетплейсах и агрегаторах, где конверсия (соотношение запросов на покупку полиса и осуществленных продаж) в разы ниже. В том числе и на маркетплейсе, который сейчас пытается создать Банк России. «Скорее всего, работать через множество маркетплейсов станет менее выгодно, так как каждое обращение к расчету – это запрос в базу АИС», – говорит генеральный директор «Совкомбанк страхования» Игорь Лаппи.

   По словам начальника управления по работе со страховыми посредниками компании «Ингосстрах» Егора Серебрянникова, запросов на расчет стоимости полиса на порядок больше, чем реальных договоров. «Безусловно, удорожание каждого запроса повлияет на развитие данного направления. Не думаю, что это убьет маркетплейс как направление развития страхового рынка, просто компании будут искать решения, которые позволят не запрашивать АИС ОСАГО при каждом расчете», – считает Серебрянников.

   Дополнительную нагрузку выдержат и будут держать свою долю рынка в ущерб прибыльности разве что самые крупные игроки: «Альфастрахование», «Ингосстрах», «РЕСО-гарантия». В числе бенефициаров инновации ЦБ вероятнее всего окажется и «Сбербанк страхование» со своим «тренировочным полигоном» – маркетплейсом ОСАГО, на котором компания учится сегментировать клиентов и собирает базу наиболее выгодных автовладельцев. Она уже стала наблюдательным членом РСА, а в следующем году намерена получить лицензию на автогражданку.

Купить базы клиентов

SMM-журналист редакции TRUE
Страхование
Теги по теме:
 
 
Вам также будет интересно:
30.11.2020

«Дочка» ЦБ получит клиентские базы страховщиков

Прочитать...

05.10.2020

Продажи страховых агентов сильно сбавляют темпы

Прочитать...


Метрика Рейтинг@Mail.ru