Оно доступно для 100 млн пользователей портала госуслуг. Но программа пока заработала для столичных жителей — Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
В последний момент в пилотный проект успел запрыгнуть Татарстан (официальных подтверждений этому, впрочем, нет). ДТП-приложение может привести к подставам, считают эксперты, и в народ оно, скорее всего, пойдет со скрипом. Большинство автовладельцев — «старорежимные», консервативные, а то и безграмотные: до сих пор даже легкие аварии многие водители отказываются оформлять без участия сотрудников полиции, что подтвердили «Реальному времени» как представители ГИБДД по РТ, так и страховщики.
Приложение «Помощник ОСАГО» с 1 ноября позволяет оформить электронный европротокол в случае мелкой аварии, под которой подразумевается авария без пострадавших, в ней задействовано не более двух машин, а между участниками ДТП при этом нет каких-либо разногласий об обстоятельствах происшествия. Оформить такое ДТП может всего лишь один из водителей.
Данные участников приложение получает автоматически из системы госуслуг и от Российского союза автостраховщиков (РСА). Для этого необходимо будет также сфотографировать повреждения автомобилей и заполнить поля в электронном извещении. Без бумаги тоже не обойтись: схему ДТП придется зарисовать на бумаге, затем сфотографировать с помощью приложения. Схему должны подтвердить оба участника аварии.
«Приложение сгенерирует на экране QR-код: второй водитель подносит камеру телефона, считывает код и переходит, авторизовавшись, на портал госуслуг», — говорится в описании.
После чего второй водитель подтверждает или отклоняет извещение. При наличии снимков участник ДТП может рассчитывать на компенсацию ущерба в размере до 400 тыс. рублей, без них — до 100 тыс. рублей. Оформление по европротоколу не обязанность водителя, а право — любой участник ДТП может, если пожелает, вызвать сотрудников ГИБДД. В Москве новую опцию оценили положительно, в полиции отметили, что если граждане будут больше пользоваться европротоколом, убирать поврежденные машины с проезжей части, не дожидаясь инспектора, это должно разгрузить движение в городе: «Особенно эффект должен быть заметен на крупных магистралях, где даже мелкая авария может спровоцировать гигантский затор». О том, что Татарстан тоже вошел в пилотный проект, рассказал «Коммерсант» со ссылкой на источник в РСА.
Союз страховщиков РТ: наши водители консервативны — без участия ГИБДД оформлять ДТП не захотят.
До сих пор извещение о ДТП автомобилисты подавали и подают в страховую компанию в бумажном виде — на специальном бланке. При этом у страховщиков нередко скапливаются очереди на подачу таких извещений. Газета «Реальное время» в начале года уже писала о новелле властей, позволяющей перевести процесс оформления документов о ДТП для получения выплат по ОСАГО в цифровой формат. Вице-президент Союза страховщиков РТ Рустэм Сабиров тогда предупредил, что на внедрение новой технологии в практику страхования понадобится время: «Уж если принятый в 2002 году закон об ОСАГО до сих пор «шлифуется», то я не думаю, что извещения в электронном формате будут быстро внедрены. Тем более что у нас сразу начинает работать далеко не все из того, что хорошо работает на Западе».
Сегодня Сабиров по-прежнему скептичен. Само приложение, по его словам, в итоге заработало не с 1 ноября, а с 3—4 ноября. Данных о числе автовладельцев, кто уже воспользовался новшеством, у него нет, и, вероятнее всего, их сегодня нет ни у кого («разве что у Центробанка…»). Первые итоги пилотного проекта, как рассказал Сабиров «Реальному времени», можно будет подвести лишь через полгода, и только через год государство, если все получится, может окончательно ввести эту опцию для «продвинутых граждан». Большинство же водителей, полагает Сабиров, очень консервативны, а то и безграмотны и без участия сотрудников ГИБДД не решаются оформлять аварии:
— Сам часто наблюдаю такое. Еду по улице, смотрю — пробка. Из-за того, что две машины столкнулись. Обычная легкая авария. Я автовладельцам говорю: «Чего стоите и ждете ГИБДД, народ задерживаете? Оформляйте аварию самостоятельно и уезжайте». Водители рты разинули, стоят, звонят друзьям, знакомым.
Сотрудники татарстанской полиции приветствуют новую практику оформления ДТП при помощи мобильного приложения, рассказал «Реальному времени» Ленар Габдурахманов, начальник Управления ГИБДД МВД по РТ:
— О самом оформлении дорожно-транспортных происшествий через смартфон мы говорили еще в 2018 году, когда у нас были созданы центры оформления ДТП, и все желающие могли оформить их через приложения.
Впрочем, число заявок к сотрудникам ГИБДД с 1 ноября пока не уменьшилось, по крайней мере, в Казани, рассказал он. В ГИБДД объясняют это тем, что прошло еще немного времени, и не все участники дорожного движения узнали о существовании мобильного приложения. В то же время, отмечает Ленар Габдурахманов, многие, вероятно, отнесутся к новшеству с опасением: немало водителей действительно до сих пор предпочитают, чтобы ДТП оформлял сотрудник полиции.
— Конечно, все нововведения, в том числе и мобильные приложения, мы приветствуем. Главное, чтобы это было удобно и понятно гражданам и впоследствии не возникало никаких вопросов, — полагает начальник Управления ГИБДД МВД по РТ.
Новшество может привести к подставам, считают автоэксперты.
Владлен Копвиллем, юрист Федерации автомобилистов России (ФАР), одним из первых в Казани разработавший специальное приложение для смартфона для помощи в ДТП, тоже считает новость о мобильном ДТП-приложении позитивной, вот только дьявол, предупреждает он, кроется в деталях:
— У нас же очень давно сотрудники полиции, по сути, и не выезжают на ДТП, если нет человеческих жертв. Обычно звонят, говорят: «Сами оформляйте, приезжайте по такому-то адресу…» Но с введением новшества может быть очень много подстав — чтобы со страховой компании выбить как можно больше денег. Подставы есть и сегодня, но в случае нового приложения даже машину демонстрировать не надо, ее показывать надо будет в страховой компании, чтобы там зафиксировали.
В том, что новшество сразу же пойдет в народ, сомневается и Юрий Кулагин, председатель ТРО «Всероссийское общество автомобилистов». Автомобилисты, особенно водители со стажем, в возрасте — люди, можно сказать, «старорежимные», предпочитающие решать все проблемы по старинке. Он напомнил, как Татарстан тяжело переходил на европротоколы: многим заполнять бумажки без участия сотрудников ГИБДД было непросто.
«Нажать кнопку на смартфоне и признать себя виноватым? Не знаю, у кого сегодня рука-то на это поднимется!».
— До сих пор не все автомобилисты на это готовы. Поэтому немалая их часть сегодня пользуется либо услугами аварийных комиссаров, либо ждет приезда ГИБДД. Бывают еще и случаи, когда явно один из участников аварии виноват — и он не подписывает протокол. Это психика человеческая. Он ждет товарищей, поддержку, а вдруг, думает он, получится так, что его можно будет признать невиновным или ситуация будет 50 на 50, — объясняет Кулагин.
Все это следствие того, считает он, что для многих россиян машина все еще не является обычным средством передвижения: для большинства — машины по-прежнему роскошь. Поэтому человек будет до последнего бороться, пытаясь доказать свою невиновность:
— Просто так нажать кнопку на смартфоне и признать себя виноватым? Не знаю, у кого сегодня рука-то на это поднимется!