TRUE
   
 
линии
   

Застой в страховании затянулся

Страхование

TRUE
Итоги первых шести месяцев 2019 года свидетельствуют о переходе страхового рынка от роста к стагнации. Объем премий в целом по рынку (739 млрд рублей) остался на уровне первого полугодия прошлого года только благодаря non-life-сегменту.

   Снижение премий по страхованию жизни (на 11% по итогам полугодия) скомпенсировано ростом премий по страхованию от несчастных случаев, ДМС, страхованию имущества, финансовых и предпринимательских рисков.

   В первом полугодии 2019 года структура рынка по видам страхования существенно не изменилась. Даже с учетом снижения доли страхования жизни с 28 до 25% доля личного страхования по-прежнему превышает половину общего объема премий.

   Рынок развивается за счет розничных продуктов, реализуемых через банковский канал и агентов — юридических лиц. Агенты — физические лица собрали почти на 10 млрд рублей меньше, несмотря на активное развитие сетей крупными страховщиками. Во втором полугодии возможен рост продаж через собственные агентские сети, но уровня прошлого года достичь не удастся.

   Увеличение прямых продаж не оказывает существенного влияния на объем премий, а стоимость привлечения бизнеса через посредников растет. За год объем посреднических продаж вырос на 7,7 млрд рублей, а комиссионное вознаграждение — на 43,8 млрд рублей. В результате объем нетто-премий сократился почти на 36 млрд рублей.

   Страхование жизни перестало быть драйвером роста и второй квартал подряд показывает снижение объема премий. Поддержку сегменту оказывает кредитное страхование: количество договоров страхования заемщиков за год выросло более чем на 700 тыс., в то время как общее число договоров сократилось почти на 220 тыс.

   Только три компании из топ-10 страховщиков жизни сохранили положительную динамику премий: усилились позиции лидера сегмента СК «Сбербанк страхование жизни», а также СК «СОГАЗ-ЖИЗНЬ» и «Страховая компания «СиВ Лайф».

   Выплаты по договорам страхования жизни увеличились в два раза — до 51,7 млрд рублей — в связи с окончанием срока договоров ИСЖ. Всплеск интереса к инвестиционному страхованию жизни закончился как в результате недовольства клиентов доходностью, так и в связи с более полным информированием об условиях договора. С 1 апреля 2019 года вступили в силу новые требования ЦБ о раскрытии информации, а стандарты ВСС заработали еще в первом квартале. Страхователи стали отдавать предпочтение другим вариантам инвестирования.

   Структура сегмента меняется благодаря росту продаж накопительного страхования жизни. Страховое поле для продуктов НСЖ огромно: уровень проникновения почти в 80 раз ниже, чем на развитых рынках. Рост доли классического НСЖ в ближайшие годы продолжится.

   В 2019 году активно развивается добровольное медицинское страхование. Количество договоров увеличивается гораздо быстрее, чем объем премий, что говорит о повышении популярности недорогих продуктов. В основном это краткосрочные программы, в том числе страхования от сезонных заболеваний, а также коробочные продукты страхования от критических заболеваний, ДМС мигрантов. В отличие от других видов личного страхования, основной рост премий обеспечен не кредитными организациями, а прямыми продажами. При сохранении темпов роста на таком же уровне ДМС может стать одним из драйверов рынка.

   Пока максимальный темп роста среди массовых видов (29%) показывает страхование от несчастных случаев. Развитие этого вида только за счет банковского канала (+29,9 млрд рублей при общем росте премий на 20,4 млрд рублей) увеличивает риски мисселинга и способствует росту комиссионного вознаграждения. Из 90,5 млрд рублей премий 53 млрд страховщики выплатили в качестве комиссий, в том числе 46 млрд рублей — банкам. В результате увеличения затрат на привлечение бизнеса объем нетто-премий сократился почти на 10 млрд рублей по сравнению с первым полугодием прошлого года, рентабельность сегмента ухудшилась, но остается достаточно высокой с учетом того, что коэффициент выплат не превышает 10%.

   После снижения в 2018 году сегмент страхования имущества в первом полугодии 2019 года показал положительную динамику (+4,9 млрд рублей, или 2,7%) благодаря страхованию имущества юридических и физических лиц, водного и воздушного транспорта, сельскохозяйственных рисков.

   Оживление в сегменте страхования юридических лиц (+6,5% по сравнению с первым полугодием 2018-го) произошло за счет крупных компаний. Рост премий топ-10 страховщиков имущества юридических лиц составил 9,4 млрд рублей (в том числе топ-3 — 8,9 млрд рублей) при общем приросте 3,5 млрд рублей. Основной вклад внесли СОГАЗ (+2,6 млрд рублей), Ингосстрах (+3,9 млрд рублей), АльфаСтрахование (+2,3 млрд рублей).

   Сегмент страхования имущества граждан находится на пике развития. Объем премий вырос на 2,6 млрд рублей по сравнению с первым полугодием прошлого года, количество договоров страхования — на 2,8 млн. Сегмент развивается за счет банковского канала (+2,4 млрд рублей) и продаж через посредников — юридических лиц (+350 млн рублей). При этом страховщики выплатили банкам в виде комиссионного вознаграждения на 2,32 млрд рублей больше, чем в первом полугодии прошлого года.

   Автокаско второй квартал подряд показывает отрицательную динамику премий. При этом интерес страхователей к этому виду страхования не потерян: количество договоров выросло почти на 55 тыс., а сокращение объема премий на 1,87 млрд рублей связано как с ростом конкуренции, так и с большей востребованностью недорогих страховых продуктов с индивидуальным набором рисков, а также с применением франшизы.

   Снижается частота убытков (количество заявленных убытков сократилось на 10 тыс.), но растет сумма средней выплаты (с 93 до 104 тыс. за прошедший год). В результате объем выплат в целом по сегменту увеличился с 40,4 до 46 млрд рублей.

   Высокая конкуренция и снижение продаж новых автомобилей (по данным Ассоциации европейского бизнеса, за шесть месяцев 2019 года продано на 20 471 легковых автомобилей меньше, чем за аналогичный период 2018-го) способствуют сохранению тренда на снижение премий.

   Объем премий по ОСАГО сократился на 5,7 млрд рублей — до 101,6 млрд, а объем выплат вырос на 4,8 млрд рублей — до 71,3 млрд.

   Нестандартная ситуация сложилась с лидерами рэнкинга по объему премий. На первое место вернулась РЕСО-Гарантия с долей рынка 14,72%, однако разрыв с находящимися на втором месте АльфаСтрахование (14,27%) и на третьем месте Ингосстрах (14,04%) минимален, поэтому фактически на рынке три лидирующих страховщика ОСАГО.

   Несмотря на приемлемые значения коэффициента выплат в целом по рынку, ухудшается финансовое положение компаний с долей ОСАГО в портфеле выше 50%. Девять из 18 таких компаний имеют коэффициент выплат более 77%, при этом они сохраняют тарифы на уровне ниже среднерыночных. Эти компании — мелкие региональные страховщики, и в будущем высока вероятность их ухода с рынка.

   Сохраняется и региональный дисбаланс. В 38 регионах коэффициент выплат превышает 77%, в 13 из них — 100%.

   Таким образом, сочетание отрицательной динамики нетто-премий и роста выплат свидетельствуют о продолжающемся снижении рентабельности страхового бизнеса. Экономическая ситуация в стране не предоставляет страховщикам новых крупных драйверов роста. Необходимость повышения уставного капитала, обострение конкурентной борьбы, превышение темпа роста выплат над темпом роста премий не позволяют мелким игрокам сохранять положительную рентабельность. В таких условиях ожидается дальнейшее сокращение числа страховых компаний.


SMM-журналист
TRUE
Теги по теме:
 
line
  фон7 вернуться к статьям фон7 обсудить статью фон7 написать о ошибке фон7
Читайте также:
Новости страхования: 11.04.2019 Новости страхования: 23.01.2019
Каско дешевеет изменения на рынке автострахования

Прочитать...

Все способы сэкономить на страховке КАСКО

Прочитать...

line


 

Яндекс.Метрика