фон
  TrueInsurance.ru
  фон5
 
линии
   

Как дальше изменится ОСАГО?

ОСАГО продолжает преобразовываться

TrueInsurance
Либерализация рынка ОСАГО будет происходить в несколько этапов. Первый определён решением Банка России о предельных размерах базовых ставок по автогражданке, коэффициентах и структуре страховых тарифов, которое вступило в силу 9 января этого года.

   О том, какие изменения в ОСАГО уже произошли и чего стоит ждать автовладельцам в ближайшее время, рассказал президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс.

   - Игорь Юрьевич, с чем связана необходимость либерализации ОСАГО?

   - Не секрет, что ОСАГО в нынешнем виде мало кому нравится. Проблемы здесь есть - это цена, неясности при оформлении полиса, на которые иногда жалуются граждане: мол, почему цена именно такая? Дело в том, что все показатели полиса устанавливает Центробанк, они носят усреднённый характер и практически не учитывают индивидуальные особенности автовладельцев.

   Многочисленные жалобы страхователей дали свой результат: государство взялось за реформирование этого сектора страхового рынка.

   Подчеркну: либерализация ОСАГО не приведёт к повсеместному снижению цен на полис, но сделает тарифы индивидуальными.

   - Положения о либерализации полиса ОСАГО реализуются поэтапно. Так, с 9 января по-новому рассчитываются базовый тариф, коэффициент возраста и стажа, а с 1 апреля - коэффициент бонус-малус (КБМ). Сказались ли эти изменения на стоимости полиса?

   - Действительно, страховщики получили возможность расширить тарифный коридор на 20% вверх и вниз. Если ранее базовая ставка, устанавливаемая ЦБ, составляла от 3432 до 4118 руб., то после изменений - 2746-4942 руб. Как и прежде, каждая страховая компания вправе самостоятельно решить, какую ставку брать за основу расчёта полиса - максимальную, минимальную или какую-нибудь среднюю, находящуюся между ними.

   Поменялся и коэффициент возраста - стажа: теперь он включает в себя не четыре, а 58 градаций.

   Повышение цены на ОСАГО могли заметить молодые и неопытные автовладельцы, а люди с большим опытом вождения и ездящие без ДТП, напротив, должны были заметить, что обязательная автогражданка стала для них дешевле.

   И, наконец, изменился расчёт коэффициента бонус-малус (он отражает страховой класс водителя - его стаж и аккуратность вождения): КБМ больше не будет сгорать при перерыве в страховании. Кроме того, у каждого автовладельца теперь будет только один такой коэффициент (ранее у одного человека их могло быть несколько, если он был вписан в разные полисы), который определяется раз в год. Если на 1 апреля 2019 года у автовладельца в системе АИС РСА числилось несколько коэффициентов бонус-малус, то ему был присвоен самый низкий из них.

   После того как все эти изменения вступили в силу, РСА отмечает снижение средней стоимости полиса ОСАГО. Так, по итогам первых четырёх месяцев 2019 года снижение в целом по России для всех типов транспортных средств составило 5%. При этом средняя премия для автомобилей физлиц снизилась на 5,62% - с 5,5 до 5,2 тыс. руб. Отмечу, что количество жалоб, направляемых в РСА, также сократилось на 40%.

   - Реализация второго этапа либерализации ОСАГО запланирована Минфином на 2020 год. Есть ли понимание, с чем будут связаны изменения?

   - Сейчас Минфин работает над законопроектом, предусматривающим дальнейшее изменение формулы расчёта стоимости полиса ОСАГО. В частности, в ведомстве предлагают сделать необязательным территориальный коэффициент (он устанавливается в зависимости от места регистрации транспортного средства в диапазоне от 0,6 до 2 и учитывает уровень аварийности в регионе и состояние дорог) и отменить коэффициент мощности автомобиля (сегодня этот коэффициент равен от 0,6 для маломощных автомобилей до 1,6 для двигателей мощнее 150 л.с.). Минфин настаивает, что эти коэффициенты не оказывают прямого влияния на степень аварийности конкретного водителя.

   В свою очередь, в расчёт стоимости полиса могут быть добавлены новые коэффициенты, зависящие от характеристик вождения, например, от наличия грубых нарушений ПДД.

   Скорее всего, этот законопроект будет внесён уже в осеннюю сессию. В случае его принятия новые правила вступят в силу в 2020 году.

   К слову, ещё один пакет поправок к закону об ОСАГО, разработанный Минфином, Владимир Путин подписал 1 мая. По всей России будет введён единый лимит выплат по европротоколу, оформить аварию можно будет через сайт госуслуг или специальное приложение, а электронные полисы наконец уравняли в правах с бумажными. Изменения вступают в силу уже с октября 2019 года.

   Всё это говорит о том, что государство движется в правильном направлении и ждать полной либерализации ОСАГО остаётся, как мы надеемся, не так долго.

   - Нововведения в сфере автострахования инициируются сегодня на разных уровнях. Так, например, вице-спикер Илья Лебедев и председатель комитета по труду, соцполитике и делам ветеранов Ярослав Нилов недавно внесли в Госдуму законопроект, устанавливающий срок действия полиса ОСАГО в диапазоне от одного дня до года. По их мнению, это стимулирует водителей, в частности перегонщиков, покупать страховку. Каково ваше отношение к этой инициативе?

   - Безусловно отрицательное. Тарифы рассчитываются исходя из многих коэффициентов, и, как применять их для оформления ОСАГО-однодневки, непонятно. Заключаемые на короткий срок договоры ОСАГО будут непропорционально дорогими по сравнению с теми, что заключаются на один год, хотя бы потому, что расходы страховщиков на заключение договора не зависят от сроков действия полиса.

   - Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, в свою очередь, поручил профильным министерствам совместно с ЦБ рассмотреть возможность включения ОСАГО в страховое покрытие по КАСКО. Это реально?

   - Эту тему нужно детально изучить. ОСАГО - это обязательное автострахование, КАСКО - добровольное. Действующее российское законодательство не предусматривает объединения добровольного и обязательного видов страхования.

   На Западе существует практика продажи двух полисов одновременно, однако российский страховой рынок к ней пока не готов. Сейчас автовладельцы и общество нуждаются в первую очередь в индивидуализации тарифов: они должны стать более справедливыми и мотивировать водителей к безаварийной езде. Интеграция же возможна в перспективе.


SMM-журналист
TrueInsurance
Теги по теме:
 
line
  фон7 вернуться к статьям фон7 обсудить статью фон7 написать о ошибке фон7
Читайте также:
Новости: 25.03.2019 Новости: 01.10.2018
Реформа ОСАГО перенесена в очередной раз Минфин рассчитывает на полную либерализацию тарифов ОСАГО в 2023-2025 годах
line


 

Яндекс.Метрика