|
|
|
|
|
21.12.2018 |
|
Страхование ответственности застройщиков заменят взносами в Фонд защиты дольщиков |
|
|
Госдума РФ приняла во втором, основном чтении пакет поправок в закон о долевом строительстве. Поправки предусматривают существенное усиление контроля за работающими на рынке компаниями, но и дают им некоторые преференции. |
|
|
|
Первоначально поступивший в Думу документ совместными усилиями правительства РФ, Центробанка и участников рынка дополнен целым рядом норм. В частности, в пакет изменений вошла оперативно разработанная поправка, предусматривающая замену страхования ответственности застройщиков взносами девелоперов в Фонд защиты дольщиков. Как рассказали «Стройгазете» в пресс-службе Минстроя России, необходимость быстрого принятия этой поправки связана с тем, что 18 декабря ЦБ исключил из списка страховщиков, имеющих право работать на рынке жилищного строительства, крупнейшего игрока — СК «Респект». Эта компания работала в 55 городах России с 3300 стройорганизациями. Исключение компании из списка означало, что она больше не имеет права заключать новые договоры страхования ответственности застройщиков, а те, в свою очередь, не могли заключать договоры долевого участия (ДДУ). «Несмотря на отзыв лицензии у страховой организации, у застройщиков не должно возникнуть трудностей, — пояснили в Минстрое. — Вместо страхования ДДУ застройщики будут направлять взносы по новым заключенным договорам в Фонд защиты дольщиков.
Ставка при этом останется неизменной — 1,2% (от суммы ДДУ — «СГ»)». Еще один важный момент: с 1 июля 2019 года все без исключения компании, привлекающие средства дольщиков, будут обязаны перейти на механизм с эскроу-счетами и банковским финансированием. Напомним, ранее предполагалось, что девелоперы, которым разрешения на строительство выдали до 1 июля 2018 года, будут освобождены от перехода на новую схему работы. Как пояснил глава думского комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев, такая инициатива связана с тем, что на рынке появилось много так называемых «бумажных» проектов — только с разрешениями на строительство, которые позволяют формально соответствовать требованиям текущего законодательства. Теперь правительству предстоит утвердить критерии, которые освободят часть компаний от перевода средств граждан на спецсчета. К числу таких критериев законопроектом отнесены степень готовности объектов и количество заключенных по ним договоров долевого участия.
Для усиления контроля за девелоперами предусматривается замена плановых проверок стройкомпаний на внеплановые. Одновременно правом проверять финансово-хозяйственную деятельность застройщиков предлагается наделить государственный Фонд защиты дольщиков. Кроме того, ограничивается право застройщика на выбор банка для размещения депозита (сделать это можно только в уполномоченном банке). Девелоперам также придется раскрывать больше информации в проектных декларациях по объектам строительства и в Единой информационной системе жилищного строительства.
Впрочем, есть и некоторые послабления для застройщиков. В частности, смягчаются требования к опыту застройщиков. Речь идет о снижении показателя по объему уже построенного компанией жилья с 10 тыс. до 5 тыс. кв. м. Это сделано, чтобы мелкие региональные компании не потеряли право привлекать средства дольщиков.
Также застройщикам разрешается привлекать целевые займы от любых учредителей. Еще один момент: после ввода объекта в эксплуатацию, но до постановки на кадастровый учет, застройщик может заключать договоры долевого участия без уплаты взносов в Фонд защиты дольщиков и без использования счетов эскроу. Кроме того, предусмотрена отмена требований о банковском контроле над целевым расходованием средств застройщиков после ввода многоквартирного дома в эксплуатацию.
Одобренный парламентариями документ также предусматривает упрощение порядка финансирования Фондом защиты дольщиков завершения проблемных объектов, а также создание им специализированной дочерней компании, которая будет заниматься такими проектами. При этом фиксируется, что эта компания, так же, как и фонд, будет подконтрольна Счетной палате РФ.
Одновременно законопроект приравнивает требования граждан по передаче машиномест и нежилых помещений площадью до 7 кв. м к требованиям по передаче жилых помещений с приданием им статуса приоритетных для удовлетворения при банкротстве.
Во втором чтении приняты и три поправки, которые изначально были внесены правительством в Госдуму («СГ» подробно писала о них 7 декабря). Они касаются контроля за расходами в рамках проектов комплексного освоения территорий, ответственности собственников стройкомпаний, а также некоторых нюансов банкротства жилищно-строительных кооперативов.
|
|
|
|
|
|