О проекте
Страховые продукты
Страховые термины
Форум
Обратная связь
Каталог автомобилей
Правила страхования
Калькуляторы
РСА
Мошенничество
 
 
 
  24.05.2017  
Верховный суд разъяснил, когда страховая может отказать в выплате по ОСАГО
 
  ВС разрешил дело, в котором потерпевший автовладелец требовал выплату по ОСАГО со своей страховой компании, а не с той, где застрахован виновник аварии. Это возможно при прямом урегулировании убытков.    
 
   Страховая отказала, поскольку ДТП было бесконтактным. Потерпевший добился выплаты в суде, который встал на его сторону. Две инстанции решили, что главное - это доказанная вина причинителя вреда, а другие обстоятельства значения не имеют. Их поправил Верховный суд. А эксперт рассказал, в каких еще случаях грозит отказ по ОСАГО.
   Если при ДТП машины не сталкивались или не касались друг друга – на выплату по ОСАГО от своей страховой компании можно не рассчитывать. Надо сразу обращаться в ту, где застраховался виновник аварии. Таким образом, здесь не работают правила о более удобном прямом урегулировании убытков (через свою компанию). Так решил Верховный суд в одном из недавних дел. Это практически создает разные правовые режимы для «контакных» и «бесконтактных» ДТП, обращает внимание председатель НП «Автоклуб «Мурман» Андрей Шарков.

Нет контакта

   Подобные выводы гражданская коллегия Верховного суда сделала в одном из недавних дел, в котором автовладелец судился со страховой. Игорь Позднов* попал в ДТП из-за Ирины Голубкиной*, которая неудачно развернулась и встала у него на пути. Водитель попытался избежать столкновения, но вырулить без последствий оказалось невозможно. Его машина опрокинулась и врезалась в дерево. За компенсацией Позднов отправился не в компанию, где застраховалась Голубкина, а в свою – «Ингосстрах», в порядке прямого урегулирования убытков. Но «Ингосстрах» отказал в возмещении по той причине, что его машина не касалась автомобиля Голубкиной. Это предусмотрено подп. «б» п. 1 ст. 14.1 закона об ОСАГО, посвященной прямому урегулированию убытков. Правило устанавливает, что потерпевший может обратиться за выплатой, если ДТП «произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух транспортных средств».
   Позднов обжаловал отказ в суде, который встал на его сторону и предписал компенсировать 372 600 руб. Если контакта машин не было, это ничего не меняет, решил судья Советского райсуда Астрахани И Марисов. Как он объяснил в своем решении, ответственность за причинение вреда наступает в результате вины того, кто его причинил. Вина Голубкиной доказана, чего достаточно для возмещения. К тому же, п. 3 ст. 1079 ГК относит к взаимодействию источников повышенной опасности не только столкновение, добавил судья (2-83/2016 ~ М-4737/2015). Апелляция поддержала его решение.
   Верховный суд, наоборот, решил, что нижестоящие инстанции неверно истолковали закон. Он апеллировал к тому самому подп. «б» п. 1 ст. 14.1 закона об ОСАГО, который четко и недвусмысленно говорит о взаимодействии (столкновении) транспортных средств. А ведь это необходимое условие возмещения вреда в порядке прямого урегулирования убытков. С таким указанием «тройка» под председательством Вячеслава Горшкова отправила дело на пересмотр в Астраханский областной суд.

О букве и духе закона

   Позицию ВС поддерживает партнер "Первой юридической сети" Павел Курлат. Нижестоящие инстанции толковали закон расширительно, а кассация – буквально, объясняет он. По наблюдениям юриста, судейский корпус во многом предубежден по отношению к страховщикам, которые зачастую пользуются любыми формальными основаниями, чтобы платить меньше. Здесь компания отказала верно, но, похоже, толком не объяснила, что обращаться следует в страховую причинителя вреда, предполагает Курлат: «Иначе спор бы просто не возник».
   Исходя из прямого толкования ВС разрешил дело верно, но одна из сторон спора слабее другой – это потребитель, отмечает старший партнёр юридической компании "Озерский, Четвергов и партнёры", член Ассоциации юристов России (АЮР) Игорь Озерский. Ему кажется, что вина водителя, который спровоцировал аварию, должна быть важнее, чем факт соприкосновения автомобилей. «Если бы они хоть немного коснулись друг друга – потерпевшему компенсировали бы ущерб, даже если его в основном причинило бы дерево,» - указывает Озерский. Прямое урегулирование убытков выгодно для потребителей, в том числе, потому, что страховые компании могут увеличить продажи, оказывая более качественные услуги, обращает внимание Шарков.
   В каких общих случаях страховая компания может отказать в выплате по ДТП, рассказывает ведущий специалист Московской муниципальной коллегии адвокатов, член АЮР Андрей Кузьмицкий:

      - у виновной стороны нет полиса ОСАГО;
      - в полис ОСАГО не внесен водитель-непосредственный виновник ДТП;
      - водитель нарушил условия договора об ОСАГО (например, вел машину в пьяном виде);
      - отказ в части, которая превышает максимальный размер выплаты по ОСАГО (400 000 руб.).
      - неправильно составлен европротокол (протокол, который водители составляют без участия сотрудников ГИБДД).
   В последнее время страховые компании часто отказывают по последнему основанию, предупреждает Кузьмицкий. Он напоминает, когда можно оформить европротокол:

Условия составления европротокола

      1. В ДТП должны участвовать только два транспортных средства.
      2. В результате ДТП не причинен вред третьим лицам (это не только пешеходы, но и имущество третьих лиц, в том числе дорожное – светофоры и так далее).
      3. Участники не спорят относительно аварии и ее виновника. Иными словами, обстоятельства ДТП очевидны.
      4. У обоих водителей есть действующие страховые полисы.
      5. Ущерб невиновному водителю не превышает 50 000 руб.*

* - до 400 000 руб. – в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Ленобласти. Правда, для этого есть условия: фото- и видеофиксация повреждений, а также места расположения машин (с использованием средств привязки к участку местности при помощи системы ГЛОНАСС.) Такой системой оснащены все автомобили, купленные в России после 1 января 2017 года.
*- Имена и фамилии действующих лиц изменены.

 
   

 

 

 

 

 
   
 
top1 a_top1
top2 a_top2
top3 a_top3
top4 a_top4
top5 a_top5
top6 a_top6
top8 a_top8
top9 a_top9
top10 a_top10
top11 a_top11
top12 a_top12
top13 a_top13
top14 a_top14
top15 a_top15
top16 a_top16
top17 a_top17
   
 
TrueInsurance.ru О проекте Страховые компании Калькуляторы Форум Каталог автомобилей Контакты Студия KreKKer