О проекте
Страховые продукты
Страховые термины
Форум
Обратная связь
Каталог автомобилей
Правила страхования
Калькуляторы
РСА
Мошенничество
 
 
 
  08.02.2017  
ОСАГО станет ещё более обязательнее
 
  В апреле прошлого года Центробанк России впервые публично признал, что в ряде регионов страны существует дефицит ОСАГО: полис невозможно купить из-за того, что его себестоимость ниже стоимости страховых выплат.    
 
   Были зафиксированы многочисленные факты навязывания к полису ОСАГО дополнительных страховок.
   В результате ЦБ ввел с 1 июня систему распределения убытков между участниками рынка продаж полисов ОСАГО в убыточных регионах. Буквально сразу стало известно, что в Государственную Думу внесен законопроект о приоритете «натурального» возмещения убытков от ДТП в ОСАГО. В обиходе появился новый термин «токсичность ОСАГО», обозначающий нерентабельность реализуемого продукта.

История вопроса

   В середине декабря Госдума после полугодовых дискуссий приняла в первом чтении законопроект о «натуралке». Глава думского комитета по финансовому рынку Анатолий АКСАКОВ попросил сделать это, а потом «всех включиться» в работу над поправками ко второму чтению.
   Он также сказал, что к этому сроку должны поступить поправки по усовершенствованию процедуры натурального возмещения. «Я считаю, что это должны быть поправки правительства, поскольку это их предложения и Центрального банка. Они должны нести за них ответственность, а мы — спрашивать с них за то, что они предложили», — добавил он.
   Сейчас различные ведомства и представители организаций спорят о поправках, чтобы предложенная норма перестала быть «антиводительской». Например, по мнению представителей ОНФ, законопроект, который предполагает введение приоритета ремонта над денежными выплатами в ОСАГО, ущемляет права автовладельцев, не давая выбирать между ремонтом и денежной компенсацией. Да еще при этом страховщики не устанавливают ответственность за сроки и качество ремонта.
   Не претендуя на профессиональную компетентность в данной тематике, «НВ» постарались собрать наиболее актуальную информацию о происходящем вокруг законопроекта. В частности, свои поправки уже подготовили Министерство финансов РФ и Центробанк, которые активно участвуют в работе над документом.

Минфин и ЦБ

   В подготовленных Минфином поправках говорится, что страховщик, заключивший договор со СТО (станция техобслуживания автомобилей), должен возмещать ущерб гражданам РФ, потерпевшим в ДТП, натурой (юрлицам предложено оставить выбор между натурой и деньгами). Автовладелец сможет при покупке полиса указать СТО, на которой при необходимости будет отремонтирована его машина (этот порядок распространяется на прямое возмещение убытков). Если после аварии выяснится, что страховщик не может направить ее на эту СТО, потерпевший сможет выбирать между деньгами и ремонтом на иной СТО. Причем СТО обязана отремонтировать машину «качественно, полностью, в установленный срок в соответствии с условиями договора, заключенного со страховщиком». Минимальный гарантийный срок на результат ремонта составляет два месяца, его недостатки устраняются по направлению страховщика. Порядок взаимодействия потерпевшего, страховщика и СТО при выявлении недостатков ремонта должен быть прописан в правилах ОСАГО.
   ЦБ получит право ограничивать право страховщика на возмещение в натуре за нарушение обязательств по организации ремонта. Кроме того, Минфин предлагает ограничить возможность так называемым автоюристам взыскивать по суду компенсационные выплаты по ОСАГО. По данным экспертов Российского союза автостраховщиков (РСА), мошенники-автоюристы за 2016 год заработали на завышении ущерба по ОСАГО 40 млрд. рублей.
   Предложено также дополнить статью о компенсационных выплатах поправкой о том, что «к отношениям между потерпевшим или страхователем и профессиональным объединением страховщиков по поводу осуществления компенсационных выплат» не должен применяться закон о защите прав потребителей. Компенсационную выплату смогут получить только наследники погибшего в аварии или представители потерпевшего, находящегося на лечении, с нотариальной доверенностью.
   Поправки должны вступить в силу в марте 2017 года, предлагает Минфин. Но с оговоркой. По мнению заместителя директора департамента финансовой политики министерства Веры БАЛАКИРЕВОЙ, инициативу могут принять до конца весенней сессии Госдумы.
   Ранее звучали предложения перенести дату вступления нормы в силу на 2018 год. Однако первый заместитель председателя ЦБ Сергей ШВЕЦОВ высказался резко против. «Можно хоть с 2020 года, но тогда рекомендуйте нам до 2020 года поднять в три раза тарифы. Кому лучше-то будет? — приводит его слова сайт «Колеса.Ру». — Мы же это делаем не для страховых компаний, мы это делаем для финансовой доступности. Наша задача — сделать интересным для страховых организаций и недорогим для наших граждан этот вид страхования. Если мы сдвигаем «натуралку» на девять месяцев, девять месяцев мы будем маяться с тем, что невозможно купить страховой полис. И вообще, если себестоимость этого вида страхования превышает размер премии, его продавать невыгодно. Это ненормальная ситуация для рынка, — добавил он. — Для рынка должна быть рыночная ситуация, когда и страховым компаниям выгодно, и потребитель доволен».
   В поправках Банка России предлагается установить приоритет ремонта над денежной выплатой только в отношении легковых автомобилей, принадлежащих гражданам. Приобретая полис, автовладелец должен иметь возможность выбрать СТО из предложенного страховщиком списка. При «тяжелых жизненных обстоятельствах» потерпевший сможет получить выплату деньгами, обратившись в специальную комиссию при РСА. Банк России должен получить полномочия по установлению требований к организации восстановительного ремонта и контролю за его качеством, а также право запретить страховщику осуществлять натуральное возмещение по ОСАГО.

...и другие заинтересованные лица

   Свои поправки ко второму чтению уже подготовили комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов Госдумы, фракция «Справедливая Россия», Олег Нилов и Национальный автомобильный союз. Как сообщает «Коммерсант», согласно тексту документа, сервисам запрещается использовать в работе неновые запчасти. При этом автовладелец может получить право самостоятельно выбрать станцию техобслуживания из списка тех, что предложит страховая компания, а также их перечень должен быть в реестре, который впоследствии будет под ответственностью РСА.
   Если в аварии пострадает новый автомобиль (возраст ограничивается двумя годами), его могут направить на ремонт к официальному дилеру бренда (в радиусе 300 км от места ДТП). При этом страховая компания обязана оплатить эвакуацию автомобиля до сервиса и возместить стоимость проезда клиента на общественном транспорте до места ремонта — общая сумма не должна превышать 10 000 рублей.
   Помимо этого депутаты уточнили, что на ремонт по полису ОСАГО должно отводиться 35 календарных плюс праздничные дни. Если речь не идёт о новом автомобиле, расстояние от места происшествия до СТО должно составлять не более 50 км. Согласно документу инициаторов денежные выплаты будут предусмотрены для владельцев мотоциклов и такси.
   В Госдуме дискутируется вопрос о том, что ответственность за качество ремонта должен нести и страховщик. Таким образом, при обнаружении недостатков после проведения ремонта он будет обязан обеспечить их устранение. Некоторые депутаты настаивают, чтобы денежные выплаты сохранялись, если автомобиль не подлежит восстановлению или если стоимость ремонта превышает страховую сумму по ОСАГО.
   30 января на заседании рабочей группы комитета Госдумы по финансовому рынку депутаты высказались в поддержку положения, согласно которому страховщики в ходе ремонта должны обеспечить оплату установки новых деталей на ремонтируемые автомобили. Установка иных деталей может быть произведена только по согласованию с владельцами автомобиля. На заседании также рассматривался вопрос об увеличении размера штрафа за каждый день задержки обеспечения ремонта автомобиля страховщиком. «Мы предложили за каждый день задержки ремонта автомобиля увеличить штраф с 0,1% от стоимости ремонта до 0,5%», сообщает пресс-служба ОНФ.

Право выбора

   Итак, натуральное возмещение по ОСАГО еще не в приоритете над денежной компенсацией. Однако не только у законотворцев, но прежде всего у автомобилистов уже возникло немало опасений.
   Согласно опросу Центра помощи автомобилистам (проводился с 10 сентября по 10 декабря 2016 года, опрошено 3668 человек), 53% автомобилистов уверены, что ремонт машин окажется некачественным. О том, что сроки возмещения ущерба заметно растянутся, а в автосервисах будут очереди, беспокоятся 17% респондентов. Принимать решение самостоятельно (выбирать деньги или ремонт) желает 21% участников опроса.
   Развеять (или подтвердить) опасения людей попытались эксперты информационного проекта «ОСАГО: общественная экспертиза». Вот их аргументы:
   СТО не справятся с наплывом клиентов. Сейчас многие сервисы, особенно от официальных дилеров, простаивают. Приток новых клиентов позволит как наполнить существующие ремонтные станции, так и придаст стимул созданию новых, что автоматически будет означать новые рабочие места, развитие сопутствующих сервисов и т.д. Спрос рождает предложение.
   Сроки ремонта авто будут затягиваться. Любой автосервис заинтересован в быстром ремонте, чтобы как можно скорее получить оплату от заказчика. В данном случае — от страховой компании.
   СТО будут ремонтировать некачественно. Этого не произойдет, если ответственность за качество ремонта совместно со СТО будут нести страховые компании, в чьих интересах сделать все, чтобы клиент остался доволен. Иначе на следующий год человек в эту компанию не будет обращаться.
   При ремонте придётся доплачивать за износ. Страховщики обещают не учитывать износ при проведении ремонта. По оценкам экспертов-актуариев, это на 25% повысит их издержки. То есть повысит качество услуг по ОСАГО на четверть.
   Тем не менее руководитель ЦПА Сергей КУЗИН говорит: «Договор ОСАГО хоть и является обязательным, но оплачивается гражданином, и мнение его относительно того, что ему удобнее: ремонт в сервисе по выбору страховщика, ремонт в сервисе по его выбору или же денежное возмещение — должно быть учтено». По его мнению, если после принятия поправок законом будут установлены экспертизы качества восстановительного ремонта, «суды будут снова завалены спорами автолюбителей со страховыми компаниями».

 
   

 

 

 

 

 
   
 
top1 a_top1
top2 a_top2
top3 a_top3
top4 a_top4
top5 a_top5
top6 a_top6
top8 a_top8
top9 a_top9
top10 a_top10
top11 a_top11
top12 a_top12
top13 a_top13
top14 a_top14
top15 a_top15
top16 a_top16
top17 a_top17
   
 
TrueInsurance.ru О проекте Страховые компании Калькуляторы Форум Каталог автомобилей Контакты Студия KreKKer