О проекте
Страховые продукты
Страховые термины
Форум
Обратная связь
Каталог автомобилей
Правила страхования
Калькуляторы
РСА
Мошенничество
 
 
 
  26.04.2017  
«Взять деньгами» смогут не все
 
  28 апреля вступают в силу поправки в закон об ОСАГО, которые в случае ДТП устанавливают преимущество натурального возмещения убытков, то есть ремонт автомобиля, перед денежной выплатой.    
 
Новшество в деталях

   Новые правила будут действовать только для тех транспортных средств, чьи владельцы заключили договоры ОСАГО после вступления поправок в силу, т.е. начиная с 28 апреля текущего года. Если же договор был подписан ранее, хозяин пострадавшей машины по-прежнему будет решать сам, соглашаться ему на ремонт вместо денег или нет.
   До наступления «дня икс» автостраховщики обязаны заключить договоры о сотрудничестве со станциями техобслуживания, на которые они будут направлять битые авто. При этом выбрать конкретное СТО владелец сможет сам – из предложенного списка. Закон предусматривает и направление на сервис вне списка, по желанию клиента, но только после согласования этого момента со страховщиком.
   Прописана в поправках и такая норма, как удаленность СТО не более чем на 50 км от места жительства автовладельца.
   Предельная продолжительность ремонта определена в 30 дней. Износ автомобиля отныне приниматься во внимание не будет: механики должны использовать только новые запчасти. Минимальный срок гарантии на выполненные работы - полгода, на кузовной ремонт и покраску - год.
   Сейчас пострадавшие в ДТП имеют право обращаться за возмещением в свою страховую компанию (так называемое «прямое возмещение ущерба») только в том случае, если столкнулись два авто. Поправки это ограничение снимают: количество участников аварии иметь значения больше не будет.
   Впрочем, в ряде случаев денежная выплата все же сохранится. Рассчитывать на нее смогут некоторые категории инвалидов и лица, здоровью которых при аварии был нанесен тяжкий либо средний вред, а также родственники погибших. Еще деньги будут выплачиваться при полном уничтожении автомобиля и в тех случаях, когда оценочная стоимость ремонта превысит лимит выплат по ОСА-ГО (сегодня он составляет 400 тыс. руб.).

В чьих интересах?

   Для граждан, которым нужно быстрее устранить последствия аварии, поправки в закон об ОСАГО, безусловно, выгодны. Поскольку теперь им не придется доплачивать за ремонт из собственного кармана.
   Однако в первую очередь в изменениях были заинтересованы сами страховщики, измученные борьбой с «автоюризмом». Этот синоним слова «мошенники» используют для характеристики действий недобросовестных служителей Фемиды. Представляя в суде интересы автовладельцев, неудовлетворенных размером страховых выплат, они многократно завышают стоимость своих услуг и затем взыскивают эти деньги со страховых компаний. А некоторые практикуют откровенно криминальные методы работы: фальсифицируют обстоятельства ДТП, подделывают результаты экспертизы, исполнительные листы и проч.
   Летом 2016 года представители Российского союза автостраховщиков даже провели специальное совещание по борьбе с этими «элементами». Были озвучены цифры: в 2015 году из 142 млрд. руб. выплат по ОСАГО 18 млрд. руб. были выплачены по решению суда, из них около 10 млрд. руб. «ушли» на счета юридических посредников.
   В Кузбассе, по данным управления по ценным бумагам и страховому рынку администрации Кемеровской области, объем собранных страховых взносов по ОСАГО в 2016 году вырос по сравнению с 2015-м на 10%. Тогда как объем страховых выплат при ДТП вырос на 23%.

Чего ожидать уже «завтра»?

   В настоящее время в ГИБДД Кузбасса зарегистрировано более 950 тыс. транспортных средств. При этом почти две трети автопарка области (более 62%) относится к категории автохлама: 156 тыс. единиц транспорта имеют возраст от 10 до 15 лет, 437 тыс. - более 15 лет (государственная программа утилизации старых автомобилей, напомним, была рассчитана на вывод с рынка машин, с момента выпуска которых прошло более десятилетия).
   Статистика ДТП в нашем регионе ежегодно снижается. Однако абсолютное их число все равно превышает три тысячи в год. Хватит ли собранных в рамках ОСАГО средств на то, чтобы отремонтировать все побитые машины? Однозначного ответа на этот вопрос не дает сегодня никто. Некоторые страховщики полагают, что расходы на ремонт автомобилей с большим процентом износа повысят объем страховых выплат еще на 20-25% к уровню прошлого года. В результате часть страховых компаний просто уйдет с рынка.
   Высказываются и опасения по поводу того, что в первое время действия поправок будет неразбериха с разграничением зон ответственности. Например, виновником ДТП может оказаться владелец полиса ОСАГО, купленного до 28 апреля нынешнего года. А пострадавшим - тот, кто заключил договор «автогражданки» уже после этой даты. Должен ли он отправлять свою машину на обязательный ремонт, или сможет, при желании, получить возмещение деньгами? Ведь компенсация должна производиться по полису виновника. Такие споры могут опять привести в суд, хотя именно против судебных тяжб и направлены принятые изменения.

Взгляд изнутри

«Бизнес работать себе в убыток не будет»

   Галина Байбородова, директор филиала «Коместра» ООО МСК «Страж» г. Кемерово:

      - Сегодня, когда у автовладельцев есть право самим выбирать ремонт или деньги, добровольно соглашаются отремонтировать автомобиль не более 10% пострадавших. Остальные предпочитают выплаты в расчете на то, что смогут найти умельцев, которые сделают им ремонт задешево, и таким образом они еще «заработают» на ДТП.

   Когда идея натурального возмещения родилась и обсуждалась, мы ожидали, что переход на новые правила состоится одновременно для всех владельцев полисов ОСАГО. Но законодатели выбрали другой вариант: с момента подписания новых договоров. Это значит, что переход растянется на год, и у «черных» юристов будет время приспособиться к новым реалиям. Пока не очень понятно, что для страховых компаний более разорительно, «автоюризм» или натуральное возмещение затрат без учета износа автомобилей: рынок запчастей нестабилен, цены постоянно растут...
   Есть и другой момент. Страховщики будут полностью оплачивать новые детали, а какие в действительности поставят на автомобиль, никто не знает: к каждому механику контролера не поставишь. И не исключено, что из сферы юридических услуг «мышкование» перейдет в сферу автосервиса. Добросовестные владельцы СТО понимают всю степень принимаемой на себя ответственности. Обычно запчасти заказывают по факту обращения клиентов, и не любую из них можно получить в установленный для ремонта срок. А есть машины, для которых запчасти вообще уже не выпускаются. При этом страховщики по закону могут предъявить владельцам СТО претензии, если сроки ремонта будут нарушены, и те понесут убытки. Страхование - это сфера частного бизнеса. А бизнес работать себе в убыток не будет. И каждый учредитель будет решать для себя сам: отказаться ли ему от деятельности, которая предполагает большие оборотные средства, но не приносит прибыли, или продолжать работать по принципу «Сегодня мы деньги соберем, а завтра будь что будет». Не исключено, что страховые компании попытаются воздействовать на регулирующий орган, чтобы повысить тариф ОСАГО и пересмотреть территориальные коэффициенты. Но как только сумма платежа поднимется до уровня, который люди сочтут неадекватным, они страховаться не будут. И мы опять вернемся к бесчисленным судам и гражданским искам по возмещению затрат пострадавшим в ДТП. Впрочем, возможно, я сгущаю краски. И плавный переход к натуральному возмещению убытков - это не минус, а плюс, поскольку какие-то проблемы можно будет решать по ходу их возникновения. Окончательная ясность появится по мере формирования новой практики.

Кстати

   В 2016 году ГИБДД Кузбасса зафиксировала 71022 нарушения, связанных с отсутствием у авто владельцев полисов ОСАГО: забыли дома, не вписали в страховку второго-третьего-четвертого водителя, вообще не заключили договор «автогражданки».

 
   

 

 

 

 

 
   
 
top1 a_top1
top2 a_top2
top3 a_top3
top4 a_top4
top5 a_top5
top6 a_top6
top8 a_top8
top9 a_top9
top10 a_top10
top11 a_top11
top12 a_top12
top13 a_top13
top14 a_top14
top15 a_top15
top16 a_top16
top17 a_top17
   
 
TrueInsurance.ru О проекте Страховые компании Калькуляторы Форум Каталог автомобилей Контакты Студия KreKKer