О проекте
Страховые продукты
Страховые термины
Форум
Обратная связь
Каталог автомобилей
Правила страхования
Калькуляторы
РСА
Мошенничество
 
 
 
  25.07.2016  
Страховой документооборот уходит в онлайн
 
  Бюрократическая реальность становится все виртуальнее — расширяется круг ситуаций, в которых можно обойтись без бумажных документов. Нововведения затронут многих — от владельцев недвижимости и акционеров российских компаний до самых рядовых налогоплательщиков.    
 
   И всем им надо привыкать к цифровым правилам игры, ведь там, где замешаны деньги, новые технологии создают не только удобства, но и риски.
   Родовой признак бюрократа — бюро, набитое важными бумагами,— постепенно уходит в прошлое. Наиважнейшее значение приобретают записи в компьютерных базах и реестрах. От их содержания зависит, владеем ли мы на деле недвижимостью и акциями или, например, застрахован ли наш вклад АСВ.
   Бумажные документы, казалось бы, свидетельствующие о том же, порой вчистую проигрывают по силе электронным записям. Один из них — свидетельство о государственной регистрации прав на недвижимость — окончательно уступил место выписке из реестра всего неделю назад.

Ликвидация свидетельств

   Такие свидетельства, имеющиеся сейчас на руках у многих граждан, с 15 июля больше не выдаются и не обмениваются. В этот день вступил в силу закон № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», и теперь регистрацию прав на недвижимость удостоверяет только выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП).
   Это, впрочем, не значит, что прежние свидетельства потеряли силу и их надо срочно менять. Закон лишь еще отчетливее подчеркнул то, что в принципе было давно известно, но осознавалось далеко не всеми: первичны записи в ЕГРП, именно они являются доказательством существования права на недвижимость. Есть и другие важные документы, например договор купли-продажи. Свидетельство же всего лишь подтверждает государственную регистрацию права собственности, имеющую место на определенную дату. Собственно, уже с 2013 года при такой регистрации граждане имели право получить либо свидетельство, либо выписку. Теперь выбора просто не будет.
   Выписки из ЕГРП и раньше, как правило, запрашивались при сделках с недвижимостью, так что меняется не так уж много. Однако после вступления закона в силу много говорилось о том, что он улучшит защиту от разного рода мошенничеств с недвижимостью. Насколько это так, на самом деле — вопрос. Главной причиной, почему такие сделки удавалось проворачивать, был все-таки человеческий фактор, а не закон, позволявший выдавать свидетельства.
   Возможно, с годами граждане привыкнут осторожнее относиться к подобным документам. Тем более что свидетельство о регистрации прав со всеми его степенями защиты выглядит все-таки гораздо убедительнее, чем выписка, особенно если та — в электронной форме. Но доверчивые люди пока никуда не делись, а мошенники не утратили квалификацию. Да и коррупция, имеющая место при махинациях с недвижимостью, не могла самоликвидироваться.
   И коль скоро граждане еще в прошлом году не понимали, что свидетельство — не тот документ, на который нужно ориентироваться, то почему они все начнут осознавать это в следующем? Соответствующие новости пристально изучают не все, а старое свидетельство и через год будет неплохо смотреться. Не говоря уже о том, что, даже зная про выписку, можно не задумываться, насколько важна ее дата.
   Другое дело, что в ходе государственной регистрации вообще-то в любом случае должна проводиться сверка документов и выявляться расхождения с данными, указанными в реестре. Но если этот момент мошенникам удавалось обходить прежде, шансы останутся и теперь. Так что, как и раньше, покупателю недвижимости надо не забывать об актуальности выписки и смотреть не только на то, кто владелец, но и нет ли, например, информации о каких-либо обременениях.

Удаленный доступ к недвижимости

   Как бы то ни было, замещение свидетельств выписками — очередной шаг на пути внедрения электронной регистрации прав на недвижимость. В принципе сайт Росреестра предоставляет такую возможность уже больше года, но усовершенствования продолжаются.
   С 1 января 2017 года вступают в силу положения закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», согласно которым будет создан Единый реестр недвижимости и единой учетно-регистрационной системы. В нем окажутся как данные, которые сейчас находятся в реестре прав, так и сведения из кадастра недвижимости.
   До сих пор госрегистрация прав и кадастровый учет были отдельными процедурами. С Нового года заявления и на то и на другое, если это потребуется для операции с недвижимостью, можно будет подать одновременно. Сделать это можно будет и через многофункциональный центр (МФЦ), и прямо из дома. Если недвижимость расположена в другом регионе, ехать туда для проведения регистрации, как это было прежде, тоже необходимости не будет. Достаточно будет обратиться в ближайший МФЦ.
   Все это должно сделать процедуру удобнее и быстрее. Закон отпускает на кадастровый учет и регистрацию прав от 1 до 12 рабочих дней в зависимости от типа операций, места и способа подачи документов. Сократятся и сроки получения выписок.
   Правда, когда речь заходит о новых технологиях в тех сферах, где присутствуют деньги, комфорт нередко дополняется некоторой опасностью. Полезным инновациям в таких областях часто сопутствуют новые виды мошенничества. Далеко ходить не надо. Взять хоть такие изобретения, как кредитные карты, удаленный доступ к банковскому или брокерскому счету, платежи в интернете или переводы с мобильных телефонов.
   Единый реестр недвижимости и единой учетно-регистрационной системы, безусловно, будет очень надежно защищен. Однако можно не сомневаться, что спецы, которые займутся поиском уязвимостей в этой системе, найдутся. А там, где устоит программа, может сказать свое слово человеческий фактор. Существуют некоторые шансы, что с годами возникнут ситуации, когда человек внезапно обнаружит, что с его квартирой прошли сделки где-то на другом конце страны. И необоснованность таких опасений может подтвердить только время.

Параллельная виртуальность

   Собственно, виртуализация всей страны при столкновении с реальностью уже приводила к неудобным ситуациям. Так, например, получилось с идеей продажи полисов ОСАГО через интернет. Электронные полисы оказались популярны, как известно, в проблемных для страховщиков регионах. То есть там, где из-за высокой убыточности они под разными предлогами сокращали либо прекращали продажи бумажных страховок. И весной у страховых компаний пошли «технические сбои» в интернете.
   На это государство отреагировало в свойственной ему форме — новыми поправками в закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». С 1 января 2017 года предоставление возможности получения полиса в виде электронного документа превращается из права страховщиков ОСАГО в их обязанность.
   Повысит ли это доступность «автогражданки» или приведет к сокращению численности выдающих ее компаний, зависит не столько от закона, сколько от того, как будет решена проблема с убыточностью ОСАГО в ряде регионов. Пока ЦБ и РСА планируют ввести там систему агентских продаж, когда количество полисов, выдаваемых тем или иным страховщиком, будет зависеть от его доли на общероссийском рынке.
   Виртуализируются и правила игры на фондовом рынке. Большая часть ценных бумаг в России и прежде существовала в бездокументарной форме, но теперь уходит в цифру и связанный с ними документооборот. Соответствующие поправки в законы вступили в силу в июле. Они расширяют возможности участвовать в собраниях акционеров. Помимо присутствия и отправки бумажного бюллетеня, полученного по почте, теперь можно будет голосовать через депозитарий или дистанционно участвовать в собрании через специальный сайт.
   Голосовать, направлять требования о созыве собрания, вносить вопросы в повестку и прочее теперь можно будет в электронной форме. Национальный расчетный депозитарий (НРД) уже объявил о подготовке к запуску соответствующего сервиса e-voting. Он даст возможность акционерам голосовать одновременно с теми, кто лично участвует в собрании. При этом можно будет следить за трансляцией мероприятия в режиме реального времени, задавать вопросы, обмениваться в чате информацией. Пилотный запуск платформы ожидается в 2017 году — к началу сезона годовых собраний акционеров.
   Более широкие слои населения затронут очередные нововведения налоговиков в области безбумажных технологий. ФНС проинформировала, что граждане, имеющие доступ к личному кабинету налогоплательщика, будут получать документы от налоговиков только в электронной форме. Это связано с недавним вступлением в силу закона, вводящего для физлиц новый порядок получения документов от налоговых органов. Желающие получать налоговые уведомления по старинке, на бумаге, должны будут до 1 сентября направить специальное уведомление.
   В принципе получать уведомления в электронной форме и быстрее, и удобнее, чем искать конверты в почтовом ящике. Но для тех, кто, однажды пройдя все процедуры, не стал пользоваться кабинетом и продолжал получать бумажные уведомления, новая реальность может обернуться неожиданными проблемами. Едва ли в инспекции согласятся, что «забыл залезть в кабинет» — уважительная причина для неуплаты налогов. Жалобы в вышестоящие налоговые органы теперь, впрочем, тоже можно подавать в электронной форме.

 
   

 

 
   
 
top1 a_top1
top2 a_top2
top3 a_top3
top4 a_top4
top5 a_top5
top6 a_top6
top8 a_top8
top9 a_top9
top10 a_top10
top11 a_top11
top12 a_top12
top13 a_top13
top14 a_top14
top15 a_top15
top16 a_top16
top17 a_top17
   
 
TrueInsurance.ru О проекте Страховые компании Калькуляторы Форум Каталог автомобилей Контакты Студия KreKKer