Предполагается, что система будет использовать модель покилометровых платежей. Она будет администрироваться бесконтактно по дифференцированным ставкам, включая нулевую, и зависящим от типа транспортного средства, категории платного участка дороги, места и времени поездки.
При этом население с низкими доходами должно иметь возможность бесплатного проезда по платным участкам — например через организацию определенных временных интервалов. Также предусмотрен бесплатный проезд для отдельных категорий граждан.
В Минтрансе заявили, что реализация инициативы возможна только после 2030 года.До 2025-го планируется создать прототип системы расчета и сбора покилометровой платы. В ближайшие четыре года власти хотят провести эксперимент по бесконтактному взиманию платы за проезд.
Идею обосновывается следующим образом. Стоимость владения и поездок на личном авто, включая транспортный налог, акцизы за топливо, платежи за парковку в крупных городах, находятся в России на одном из минимальных уровней в мире. А значительная часть автодорожной инфраструктуры финансируется из общих доходов бюджета — и не позволяет обеспечивать необходимые темпы ее развития.
Вместе с этим одним из наиболее значимых источников финансирования дорог выступают акцизы, однако, как подчеркивается в документе, они не имеют значительного долгосрочного потенциала роста, Поэтому система e-road pricing выступит альтернативным источником поступления средств для строительства автодорог.