Министерство юстиции России опубликовало проект нового Кодекса об административных нарушениях (КоАП) на портале государственной информации. Авто Mail.ru ознакомился с документом и выяснил, какие изменения ждут российских водителей после 1 января 2021 года — именно в этот день новый КоАП должен вступить в силу.
В новый КоАП предлагается включить три раздела: «Общая часть», «Особенная часть» и «Субъекты административной юрисдикции». В «Особенную часть» включены 36 глав, которые объединяют составы административных правонарушений на основе их классификации по видовым объектам противоправного посягательства.
Самая важная для водителей глава КоАП РФ 12 «Административные правонарушения в области дорожного движения» стала 21 главой нового Кодекса, который также пополнился тремя статьями.
Изменений в этой главе на первый взгляд не так уж и много, однако все предлагаемые нововведения — очень серьезные. Самое главное — за повторные нарушения станут наказывать жестче.
Ожидаемое нововведение — появление штрафа за опасное вождение в размере 5000 рублей. А вот отмены нештрафуемого порога превышения скорости не случилось. Хотя штрафы за превышение скорости и вырастут в разы, тех, кто едет в городе 79 км/ч, наказывать по-прежнему не будут.
В КоАП впервые появилась конфискация транспортного средства. Забрать машину смогут у собственника, который допустил, что его транспортом управлял другой человек, ранее осужденный по уголовной статье за тяжелое ДТП с жертвами.
В самой по себе идее наказания за систематические нарушения нет ничего ужасного, уверен Виктор Похмелкин, председатель движения автомобилистов России.
«Это общепринятая тенденция разных стран. Весь вопрос в другом: несправедливости этой нормы для автомобилистов. Смотрите сами: наказывают только тех, кто попался гаишникам. При этом человек с такими же нарушениями, но обнаруженный камерой, избежит этой ответственности за систематику. Да, с одной стороны логично. Нельзя голословно заявлять, что человек виновен, ориентируясь только на данные камер. С другой стороны: где равенство и справедливость?», — говорит Похмелкин.
Эксперт предполагает, что предложение Минюста по поводу увеличения количества гаишников практически наверняка приведет к коррупции.«Я и раньше предлагал ввести мораторий сроком на год на какие-либо изменения для водителей. Почему не дать людям привыкнуть к правилам и ездить спокойно? Здесь ведь не о безопасности речь совсем, а о поборах», — говорит эксперт.
Руководитель общественной организации «Коллективная защита» Марат Аманлиев, считает, что увеличивать штрафы настолько сильно — откровенное издевательство.
«Сейчас на московских дорогах огромное количество камер. И проехать идеально без нарушений получается едва ли. Водителю приходят штрафы даже за несуществующие нарушения. Только теперь это будут штрафы, помноженные на 6. Люди у нас используются как нефть. Из них просто выкачивают деньги. При этом все ссылаются на мировой опыт. Хорошо, я согласен. Но дайте нам тогда такие дороги и такие зарплаты. А то штрафы у нас европейские, а зарплаты африканские. И самое обидное, что повлиять на редакцию КоАП едва ли возможно. Конечно, общественников привлекают к нулевым чтениям, так называемым. Но если наверху хотят продавить повышение штрафов, то это сделают», — рассказал Аманлиев.