Cкоринг кредитный (англ. Credit score):
Кредитный скоринг — это система оценки потенциальных и действующих клиентов, в основу которой вкладываются статистические данные, путем сопоставления статистических данных принимает положительное либо отрицательное решение по клиенту.
Задачи скоринговой модели сводятся к одному — оценить уровень рисков кредитной организации на каждой стадии действия кредитного договора.
Финансовые организации широко применяют практику приема онлайн-заявок на свои продукты. Это удобно и кредиторам, и потенциальным заемщикам. Первые — принимают предварительное решение в течение нескольких минут, вторые — получают возможность подавать заявки без посещения офиса организации. Такая схема взаимодействия стала возможной после внедрения в деятельность организаций кредитного скоринга.
Компьютерная программа, а не живой человек, принимает предварительное решение по заявке. Таким образом, заведомо неблагонадежные клиенты отсеиваются на стадии обработки онлайн-заявки.
Подобный подход существенно снижает затрату ресурсов компании, а также экономит большое количество времени, так как кредитный скоринг пропускает ко второму этапу оформления кредита или займа только тех клиентов, которые соответствуют требованиям организации.
Упрощенно алгоритм выглядит следующим образом.
Клиент заполняет анкету.
Система сравнивает требования кредитора и данные клиента.
Система выносит вердикт в виде определенного количества баллов.
У каждого кредитного предложения есть своя планка. Если клиент наберет больше баллов – заем одобрят, если меньше – отклонят.
В этой системе роль человека сводится к минимуму, так как в основе анализа лежат математика и статистика.
Какая информация учитывается в рейтинге
Анкета заемщикаНа рейтинг могут повлиять:
возраст – молодые люди и пенсионеры считаются менее желанными заемщиками;
место проживания – жители больших городов могут быть более платежеспособными, чем жители маленьких населенных пунктов;
профессия – некоторые профессии считаются более стабильными;
трудовой стаж – большой стаж работы и длительное пребывание на последнем месте подтверждает надежность заемщика;
доход – чем выше, тем лучше;
срок, на который оформляется заем, – можно подстраховаться и запросить максимально возможный период, но при этом есть вероятность, что банк заподозрит клиента в неуверенности касательно выплат.
Кредитная историяЭто самая весомая характеристика. Она показывает количество и размер займов, отказы от других кредиторов, просрочки и их срок (короткие просрочки менее опасны, чем затяжные).
Кроме основных характеристик есть множество мелких нюансов. Например, система обращает внимание даже на количество обращений в МФО – если их много, вероятно, заемщику есть, что скрывать от крупных финансовых организаций, поэтому он берет деньги в более лояльных организациях. А если тип займов разный, и они оформлялись в разных финансовых организациях, – это хорошо.
Информация банкаЕсли человек является клиентом определенного банка и хочет оформить заем там же, система подтягивает всю известную банку информацию: доходы, расходы, вклады и т.д. Такая информация позволяет построить более точную скоринговую модель и оценить поведение клиента относительно финансов.
Дополнительные данныеКроме основных параметров, финансовые организации могут использовать любые доступные данные. Модель телефона, оплату по ЖКХ, вид расходов и даже открытую информацию из профиля в социальных сетях.
По вопросом дополнительной информации Вы можете связаться с нами ЗДЕСЬ