Авария в морском страховании (Accident in marine insurance):
Ущерб (убытки), причиненные судну, грузу или фрахту в ходе осуществления морского предприятия. В зависимости от характера и принципов распределения убытков между участниками морской перевозки.
Авария в морском страховании подразделяется на:
* аварию общую;
* аварию частную.
"Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации" от 30.04.1999 N 81-ФЗ (ред. от 08.06.2020)
Статья 284. Понятие общей аварии и принципы ее распределения
Общей аварией признаются убытки, понесенные вследствие намеренно и разумно произведенных чрезвычайных расходов или пожертвований ради общей безопасности, в целях сохранения от общей опасности имущества, участвующего в общем морском предприятии, - судна, фрахта и перевозимого судном груза.
Общей аварией признаются только такие убытки, которые являются прямым следствием действий, указанных в пункте 1 настоящей статьи.
Общая авария распределяется между судном, грузом и фрахтом соразмерно их стоимости во время и в месте окончания общего морского предприятия, определяемой в соответствии с правилами.
Общее морское предприятие имеет также место в случае, если одно или несколько судов буксируют либо толкают другое судно или другие суда при условии, если они все участвуют в коммерческой деятельности, но не в спасательной операции.
Судно не подвергается общей опасности вместе с другим судном или другими судами, если в результате простого отсоединения от другого судна или других судов оно находится в безопасности. В случае, если отсоединение представляет собой акт общей аварии, общее морское предприятие продолжается.
Частная авария в морском праве убытки, не подпадающие под признаки общей аварии. Такие убытки не подлежат распределению между судном, грузом и фрахтом; их несет потерпевший или тот, кто отвечает за их причинение. Статья 297 КТМ РФ специально оговаривает некоторые виды убытков, относящихся к частной аварии: стоимость выброшенного за борт груза, перевозившегося на судне с нарушением правил и обычаев торгового мореплавания; любые убытки или потери, понесенные вследствие увеличения продолжительности рейса (убытки от простоя, изменения цен и др.).