Страхование перевозок фруктов и овощей
1. Доставка на автомобильном транспорте делится на 2 основные категории:
В рефрижераторах – т.е. перевозка с соблюдением конкретного температурного режима, в основном требуется для перевозки фруктов и некоторых видов овощей. Используется для перевозок на дальние расстояния или же когда погодные условия не позволяют осуществить доставку без рефа.
Без холодильной установки – в основном используется для перевозки не скоропортящихся видов овощей и фруктов и для доставок на короткие расстояния.
2. Доставка на железнодорожном транспорте, так же разделяется на перевозки в контейнерах оборудованных рефрижераторами и в вагонах без рефов.
3. Перевозка морским транспортом всегда производится только в контейнерах оборудованных рефрижераторами, температура и работоспособность контролируется на всем протяжении маршрута застрахованной перевозки.
4. Доставка авиатранспортом овощей и фруктов не производится по причине низкой рентабельности такой доставки.
Особенности страхования перевозок овощей и фруктов в зависимости от расстояния перевозки.
При страховании перевозок на дальние расстояния под загрузку принимаются недоспелые грузы, которые в процессе перевозки не должны дозреть окончательно, дозревание начинается уже на прилавках магазинов. Спелые фрукты и овощи не допускаются к перевозки, так как риск их порчи равен примерно 100%.
Многие компании дополнительно обрабатывают воском или иными химикатами фрукты для того, чтобы не дать кислороду и бактериям сделать свое дело (многие могли заметить при покупке яблок поставляемых из южной Америки, что они могут лежать в первозданном виде достаточно большой период времени).
Все скоропортящиеся грузу перевозимые на дальние расстояния в обязательном порядке должны идти в рефрижераторных контейнерах или вагонах. Каждый вид фруктов и овощей имеет свою норму соблюдения температурного режима, для примера, бананы должны перевозиться при температуре не выше +14 градус, в противном случае они начинают дозревать и тухнуть.
Риски, от которых можно застраховать перевозки овощей и фруктов
Основные группы рисков, по которым можно застраховать доставку овощей и фруктов, стандартны, и сильно заострять внимание на них мы не будем:
Все страхуемые риски растительной продукции
- пожар или взрыв;
- посадка на мель, выброс на берег, затопление или опрокидывание судна, лихтера или баржи;
- переворачивание, опрокидывание или сход с рельсов наземного транспортного средства, провала или разрушения мостов, путепроводов;
- дорожно-транспортного происшествия (ДТП), столкновения или контакта судна (лихтера, баржи) или другого транспортного средства, перевозящего грузы, с любым посторонним объектом, за исключением контакта с водой;
- землетрясение, вулканическое извержение, удар молнии;
- пожертвование при общей аварии;
- выбрасывание или смытие волной груза за борт судна;
- проникновение морской, озерной или речной воды в судно, трюм, контейнер или место хранения;
- ошибки и происшествия при проведении погрузочно-разгрузочных работ;
- опасные природные явления;
- аварийная посадка воздушного транспортного средства, перевозящего груз;
- столкновение воздушных транспортных средств, летательных аппаратов;
- падение летательных объектов либо их обломков и иных предметов;
- хищение груза путем кражи со взломом, грабежа или разбойного нападения;
- умышленное уничтожение груза;
- хищение транспортного средства, перевозящего груз;
- пропажа без вести транспортного средства, перевозящего застрахованный груз.
Исключения при страховании овощей и фруктов от всех рисков
- умысла Страхователя или Выгодоприобретателя, а при морской перевозке - умысла или грубой неосторожности Страхователя, Выгодоприобретателя, отправителя, получателя, а также их полномочных представителей.Полномочным представителем признается лицо, которое в силу закона и/или учредительных документов юридического лица, соответствующей доверенности (для физических лиц) действует от имени и в интересах представляемого лица. При этом под грубой неосторожностью понимаются действия или бездействие Страхователя, Выгодоприобретателя или их полномочных представителей, о последствиях которых для застрахованного груза ответственное лицо знало или должно были знать в связи со своими должностными обязанностями, однако необоснованно предполагало, что данные последствия не будут иметь место;
- недостаточной или непригодной упаковки или подготовки застрахованного груза к перевозке и хранению. (В данном пункте в понятие "Упаковка" включается также укладка груза в транспортное средство (контейнер), но только в том случае, когда такая упаковка и укладка производилась (производится) Страхователем, Выгодоприобретателем или их полномочными представителями);
- естественной утечки, естественной потери веса или объема, нормального износа, старения, окисления, ржавления или изменения цвета груза или его упаковки;
- присущих застрахованному грузу свойств или его природой;
- влияния нормальной атмосферной влажности воздуха или естественных температурных колебаний, присущих данным условиям перевозки или хранения застрахованного груза;
- немореходности судна, лихтера или баржи, а также непригодности судна, лихтера, баржи, иного перевозочного средства, контейнера или лифтвана для безопасной перевозки застрахованного груза в том случае, когда Страхователю, Выгодоприобретателю или их представителям было известно о немореходности или непригодности транспортных средств во время погрузки в них застрахованного груза;
- косвенных убытков, не связанных с утратой или повреждением груза (падения цен, истечение сроков реализации, штрафных санкций за нарушение сроков доставки и т.п.);
- по причинам, действие которых произошло до момента начала ответственности Страховщика (повреждение дождем, наводнениями, грязью, песком или комбинацией этих причин, загрязнение продуктами первичной переработки, повреждение насекомыми и пр. в стране-производителе или стране-грузоотправителе);
- недостачи груза при целостности наружной упаковки, при этом под наружной упаковкой подразумевается фабричная или грузоотправительская упаковка (коробка, паллета, блок и т.п.), а также непосредственно грузоперевозочное средство (контейнер, вагон и т.п.) с системами запирания и пломбировки;
- военных действий, а также маневров или иных военных мероприятий;
- воздействия ядерного взрыва, радиации или радиоактивного заражения;
- гражданской войны, народных волнений всякого рода или забастовок;
- изъятия, конфискации, реквизиции, ареста или уничтожения груза по распоряжению официальных органов;
- терроризма и диверсии.
Риски частной аварии
- пожара или взрыва;
- посадки на мель, выброса на берег, затопления или опрокидывания судна, лихтера или баржи;
- переворачивания, опрокидывания или схода с рельсов наземного транспортного средства;
- столкновения или контакта судна (лихтера, баржи) или другого транспортного средства, перевозящего грузы, с любым посторонним объектом, за исключением контакта с водой;
- землетрясения, вулканического извержения, удара молнии;
- пожертвования при общей аварии;
- выбрасывания или смытия волной груза за борт судна;
- проникновения морской, озерной или речной воды в судно, трюм, контейнер или место хранения;
- падения груза в ходе погрузочно-разгрузочных работ, в результате чего происходит утрата целого грузового места.
Исключения, которые в обязательном порядке присутствуют при страховании грузов:
- умысла Страхователя или Выгодоприобретателя, а при морской перевозке - умысла или грубой неосторожности Страхователя, Выгодоприобретателя, отправителя, получателя, а также их полномочных представителей. Полномочным представителем признается лицо, которое в силу закона и/или учредительных документов юридического лица, соответствующей доверенности (для физических лиц) действует от имени и в интересах представляемого лица. При этом под грубой неосторожностью понимаются действия или бездействие Страхователя, Выгодоприобретателя или их полномочных представителей, о последствиях которых для застрахованного груза ответственное лицо знало или должно были знать в связи со своими должностными обязанностями, однако необоснованно предполагало, что данные последствия не будут иметь место;
- недостаточной или непригодной упаковки или подготовки застрахованного груза к перевозке и хранению. (В данном пункте в понятие "Упаковка" включается также укладка груза в транспортное средство (контейнер), но только в том случае, когда такая упаковка и укладка производилась (производится) Страхователем, Выгодоприобретателем или их полномочными представителями);
- естественной утечки, естественной потери веса или объема, нормального износа, старения, окисления, ржавления или изменения цвета груза или его упаковки;
- присущих застрахованному грузу свойств или его природой;
- влияния нормальной атмосферной влажности воздуха или естественных температурных колебаний, присущих данным условиям перевозки или хранения застрахованного груза;
- немореходности судна, лихтера или баржи, а также непригодности судна, лихтера, баржи, иного перевозочного средства, контейнера или лифтвана для безопасной перевозки застрахованного груза в том случае, когда Страхователю, Выгодоприобретателю или их представителям было известно о немореходности или непригодности транспортных средств во время погрузки в них застрахованного груза;
- косвенных убытков, не связанных с утратой или повреждением груза (падения цен, истечение сроков реализации, штрафных санкций за нарушение сроков доставки и т.п.);
- по причинам, действие которых произошло до момента начала ответственности Страховщика (повреждение дождем, наводнениями, грязью, песком или комбинацией этих причин, загрязнение продуктами первичной переработки, повреждение насекомыми и пр. в стране-производителе или стране-грузоотправителе);
- недостачи груза при целостности наружной упаковки, при этом под наружной упаковкой подразумевается фабричная или грузоотправительская упаковка (коробка, паллета, блок и т.п.), а также непосредственно грузоперевозочное средство (контейнер, вагон и т.п.) с системами запирания и пломбировки;
- военных действий, а также маневров или иных военных мероприятий;
- воздействия ядерного взрыва, радиации или радиоактивного заражения;
- гражданской войны, народных волнений всякого рода или забастовок;
- изъятия, конфискации, реквизиции, ареста или уничтожения груза по распоряжению официальных органов;
- терроризма и диверсии.
Риски крушения
- пожара или взрыва;
- посадки на мель, выброса на берег, затопления или опрокидывания судна, лихтера или баржи;
- переворачивания, опрокидывания или схода с рельсов наземного транспортного средства;
- столкновения или контакта судна (лихтера, баржи) или другого транспортного средства, перевозящего грузы, с любым посторонним объектом, за исключением контакта с водой;
- пожертвования при общей аварии;
- выбрасывания груза за борт судна.
Исключения, которые в обязательном порядке присутствуют при страховании грузов:
- умысла Страхователя или Выгодоприобретателя, а при морской перевозке - умысла или грубой неосторожности Страхователя, Выгодоприобретателя, отправителя, получателя, а также их полномочных представителей. Полномочным представителем признается лицо, которое в силу закона и/или учредительных документов юридического лица, соответствующей доверенности (для физических лиц) действует от имени и в интересах представляемого лица. При этом под грубой неосторожностью понимаются действия или бездействие Страхователя, Выгодоприобретателя или их полномочных представителей, о последствиях которых для застрахованного груза ответственное лицо знало или должно были знать в связи со своими должностными обязанностями, однако необоснованно предполагало, что данные последствия не будут иметь место;
- недостаточной или непригодной упаковки или подготовки застрахованного груза к перевозке и хранению. (В данном пункте в понятие "Упаковка" включается также укладка груза в транспортное средство (контейнер), но только в том случае, когда такая упаковка и укладка производилась (производится) Страхователем, Выгодоприобретателем или их полномочными представителями);
- естественной утечки, естественной потери веса или объема, нормального износа, старения, окисления, ржавления или изменения цвета груза или его упаковки;
- присущих застрахованному грузу свойств или его природой;
- влияния нормальной атмосферной влажности воздуха или естественных температурных колебаний, присущих данным условиям перевозки или хранения застрахованного груза;
- немореходности судна, лихтера или баржи, а также непригодности судна, лихтера, баржи, иного перевозочного средства, контейнера или лифтвана для безопасной перевозки застрахованного груза в том случае, когда Страхователю, Выгодоприобретателю или их представителям было известно о немореходности или непригодности транспортных средств во время погрузки в них застрахованного груза;
- косвенных убытков, не связанных с утратой или повреждением груза (падения цен, истечение сроков реализации, штрафных санкций за нарушение сроков доставки и т.п.);
- по причинам, действие которых произошло до момента начала ответственности Страховщика (повреждение дождем, наводнениями, грязью, песком или комбинацией этих причин, загрязнение продуктами первичной переработки, повреждение насекомыми и пр. в стране-производителе или стране-грузоотправителе);
- недостачи груза при целостности наружной упаковки, при этом под наружной упаковкой подразумевается фабричная или грузоотправительская упаковка (коробка, паллета, блок и т.п.), а также непосредственно грузоперевозочное средство (контейнер, вагон и т.п.) с системами запирания и пломбировки;
- военных действий, а также маневров или иных военных мероприятий;
- воздействия ядерного взрыва, радиации или радиоактивного заражения;
- гражданской войны, народных волнений всякого рода или забастовок;
- изъятия, конфискации, реквизиции, ареста или уничтожения груза по распоряжению официальных органов;
- терроризма и диверсии.
Дополнительные условия страхования перевозок скоропортящихся грузов в зависимости от наличия или отсутствия устройств фиксирующих температуру (самописцев) в рефрижераторах:
1. Для рефрижераторов, не оборудованных самописцами - убытки, произошедшие вследствие нарушения температурного режима перевозки и хранения грузов покрываются, если они связанны с:
- пожаром или взрывом;
- опрокидыванием, переворачиванием, столкновением транспортного средства с любым предметом;
- выгрузки или перегрузки груза из потерпевшего аварию или поврежденного транспортного средства.
2. Для рефрижераторов оборудованных самописцами - убытки, произошедшие вследствие нарушения температурного режима перевозки и хранения грузов покрываются, если транспортное средство, перевозящее груз оборудовано устройством фиксирующим температуру.
Исключения из страхового покрытия при страховании перевозок овощей и фруктов.
Рассмотрим только дополнительные, так как основные исключения по договорам страхования перевозок овощей и фруктов ничем не отличаются от классических:
1. Весовая недостача;
2. Отпотевание, подмочка, согревание, самосозревание и отсыревание груза;
3. Изменение влажности, цвета, качества, вызванные естественными свойствами груза;
4. Убытки от повреждения груза червями, грызунами, насекомыми.
С основными правилами страхования сельскохозяйственных культур и урожая Вы можете ознакомится ЗДЕСЬ