FAW (ФАВ) – первое предприятие в истории Китая, занявшееся автомобильной промышленностью.
На сегодняшний день китайский концерн объединяет под своим руководством более тридцати автомобильных брендов и занимается выпуском легковых и грузовых авто. Благодаря сотрудничеству с ведущими мировыми автопроизводителями, все модели марки спроектированы с учетом самых современных тенденций как в технике, так и дизайне.
История основания компании ведёт нас в начало 50-х годов минувшего столетия, когда правительство Китая в лице Мао Цзэдуна подписало соглашение с СССР о помощи Советского Союза китайскому народу в расширении промышленности в первой пятилетке. Проект автомобилестроительного предприятия был одним из главных пунктов данного сотрудничества, и уже к 1953 году было принято решение о строительстве завода в городе Чанхунь.
15 июля 1953 началось сооружение завода, а уже ровно через 3 года был введён в эксплуатацию первый автомобиль марки под названием CA10 Jiefang (в переводе с китайского – «Освобождение»). Это был грузовик, который мог перевозить до 4-х тонн. Первые три автомобиля "Освобождение" были экспортированы в 1957 году в Иорданию.
В мае 1958 стартовало производство первого легкового автомобиля модели Dongfeng («Восточный ветер»). Уже в конце лета дебютировала ещё одна легковая модель – Hongqi («Красное знамя»), которая стала лучшим в Китае седаном представительского класса. А в конце сентября этот автомобиль вышел в кузове «лимузин-кабриолет». Машина была спроектирована специально для высшего партийного руководства Китая.
В конце 1958 года возникли серьёзные проблемы в деятельности завода, и вплоть до конца 1960 его функционирование было проблематичным. Однако комплекс предпринятых руководством предприятия мер позволил восстановить его работоспособность.
Кроме того, была проведена небольшая реструктуризация завода, а в 1964 году впервые был представлен логотип FAW Group.
Последующие годы оказались самыми успешными в истории компании.
В 1965 году с конвейера сошла удлинённая версия лимузина Hongqi, а уже через год этот автомобиль стал использоваться правительством Китая исключительно на государственном уровне. Однако вскоре позиции компании немного пошатнулись.
В августе 1967 года по решению высших органов власти было основано предприятие Second Automobile Works – SAW, причём работа над проектом была возложена на плечи сотрудников Первого Автомобильного Завода.
В 1969 году в свет вышла ещё одна модель лимузина Hongqi, вновь доработанного для правительства Китая. Этот автомобиль, получивший индекс CA772, отличался от предыдущих версий наличием бронированного кузова.
Однако настоящий технический скачок произошёл в 1973 году. Именно тогда дебютировал 60-тонный самосвал CA390, предназначенный для карьерных работ.
1977 год ознаменовался проведением целой серии реформ, суть которых сводилась к изменению структуры предприятия. А в следующем году руководство компании отправило 20 ведущих инженеров из FAW для обучения в японских компаниях Mitsubisi, Toyota, Nissan и Isuzu.
В начале 1987 года был выпущен 5-ти тонный грузовик Jiefang с индексом CA141. В этом году компания выпускает 60 тысяч автомобилей, что стало настоящим прорывом для китайского автопрома.
В 1988 году китайский концерн подписывает соглашение с Volkswagen, согласно которому на мощностях завода будут производиться автомобили под маркой Audi для внутреннего рынка. И уже через год с конвейера сходит первый автомобиль Audi 100.
Сотрудничество оказалось настолько выгодным для немецкой компании, что в 1990 году предприятия подписали ещё один договор о производстве на заводах ФАВ 150 000 автомобилей модели Volkswagen Jetta A2 ежегодно.
Уже 5 декабря 1991 в Китае была произведена первая машина Volkswagen Jetta.
В 1992 году руководство концерна объявило о завершении строительства первого иностранного завода на территории Танзании, основной целью которого являлось производство грузовых автомобилей Jiefang. В этом же году компания получает новое имя China First Automobile Works Corporation.
1 июня 1995 года в рамках продолжающегося сотрудничества между компаниями FAW и Volkswagen с конвейера китайского завода сошёл первый автомобиль модели Golf IV. А через два года произошло ещё более знаковое событие в истории предприятия: 18 июня 1997 года руководители China First Automobile Works Corporation разместили акции предприятия на китайской фондовой бирже.
В период с 1988 по 2001 год уровень производства компании возрос в 5 раз, при этом чистая прибыль увеличилась сразу в 23 раза. В тот же период времени предприятие вошло в десятку крупнейших компаний Китая. Этому поспособствовало и начало активного экспорта автомобилей.
К 2001 году количество стран, в которые поставлялись машины FAW, превысило семь десятков.
В сентябре 2002 была основана компания FAW Bus and Coach Company, которая специализируется на выпуске автобусов. А в октябре предприятие организовало новую компанию – Sichuan FAW Toyota Motor Co, что стало возможным благодаря приобретению ФАВ 80% акций компании Sichuan Bus. Практически сразу было налажено производство автобусов средней вместимости FAW Coaster.
Одна из последних новинок в модельном ряду компании – автомобиль Vita, созданный на платформе Toyota Yaris по лицензии.
В 2007 году начались продажи хэтчбеков Vita в России, а позднее к нам было ввезено и небольшое количество седанов. Интересной особенностью новой модели является работа электронного привода стекол. Если возникает опасность защемления какого-либо предмета, электропривод тут же останавливается и даже приспускает стекло немного вниз. Полезная функция, особенно если в салоне есть дети. В своих отзывах о модели, автовладельцы чаще всего выделяют органичную и оригинальную внешность, а также разнообразие уровней комплектации авто, куда включен полный пакет систем пассивной безопасности.
По состоянию на 2009 год компания является крупнейшим производителем Китая, а также входит в число 400 самых крупных предприятий мира, осваивая одновременно шесть сфер автомобилестроения: производство автобусов, малотоннажных, среднетоннажных и крупнотоннажных грузовиков, легковых автомобилей, а также малолитражных «легковушек». Клубы поклонников продукции китайского концерна существуют во многих странах мира и объединяют между собой огромное количество людей.
Корпорация состоит из 35 заводов, 10 филиалов и 18 дочерних компаний, осуществляя производство на 14 базах, расположенных в Китае. Кроме того, ФАВ активно сотрудничает с такими крупными производителями автомобильной техники как Audi AG, Ford, Hyundai, Mazda Motor Corporation, Toyota Motor Corporation, Volkswagen AG и другими.
Согласно последним данным, активы предприятия превышают 15 миллиардов долларов, а общая численность сотрудников компании составляет около 140 000 человек.