Гарантии базовой программы ОМС
За счет средств ОМС в рамках базовой программы предоставляется стационарная и амбулаторно-поликлиническая помощь в учреждениях здравоохранения независимо от их организационно-правовой формы при различного рода заболеваниях, травмах, беременности и родах, стоматологическом лечении и т.д.
Стационарная помощь включает наравне с лечением предоставление услуг по диагностике, использование медицинских инструментов и бесплатное предоставление лекарств. Амбулаторно-поликлиническое обслуживание подразумевает предоставление помощи как в поликлинике, так и на дому, проведение диагностики и мероприятий по профилактике и диспансерному наблюдению.
Вне рамок ОМС осталось гораздо меньше видов медицинских услуг, которые отчасти предоставляются гражданам бесплатно за счет средств государственного бюджета и отчасти на платной основе.
Из федерального бюджета финансируется медицинская помощь, предоставляемая только федеральными медицинскими учреждениями.
За счет средств бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований финансируются:
- скорая медицинская помощь;
- медицинское амбулаторное и стационарное лечение в специализированных диспансерах и больницах при заболеваниях, передаваемых половым путем, туберкулезе, СПИДе, психических расстройствах, наркологических заболеваниях, врожденных пороках развития и некоторых других дорогостоящие виды лечения, перечень которых утверждается органом управления здравоохранением субъекта РФ.
За счет средств бюджетов всех уровней осуществляются:
- льготное лекарственное обеспечение;
- льготное протезирование;
- услуги фельдшерско-акушерских пунктов, хосписов, лепрозориев, центров по борьбе со СПИДом, центров медицинской профи-лактики и профпатологии, детских и специализированных санаториев, бюро судебно-медицинской и патологоанатомической экспертизы, станций переливания крови и некоторых других специализированных медицинских учреждений.
Платные услуги в системе ОМС
К платным медицинским услугам отнесены косметология, гомеопатические и нетрадиционные методы лечения, профосмотры, санаторно-курортное лечение (за исключением плановой госпитализации в специализированные и детские санатории), лекарственное обеспечение амбулаторных больных, сервисные услуги повышенной комфортности, не льготное протезирование, медицинские услуги, осуществляемые по желанию граждан.
В базовой программе ОМС устанавливаются также нормативы объемов медицинской помощи, на основании которых должны определяться потребности в финансовых средствах на осуществление медицинского страхования граждан. Нормативы отражают показатели деятельности учреждений здравоохранения по оказанию медицинской помощи и разрабатываются по типам услуг. К сожалению, они носят достаточно обобщенный характер, не дифференцируются по группам населения й конкретным нозологиям, т.е. по группам заболеваний.
Самый главный их недостаток состоит в том, что они не содержат финансовых нормативов, позволяющих выйти на стоимостную оценку гарантий предоставления бесплатной медицинской помощи. Нормативы включают объемы медицинских услуг, предоставляемых либо за счет бюджетного финансирования, либо в рамках базовой программы ОМС. Нормативы устанавливаются в «натуральных» показателях количества посещений, вызовов, дней лечения и т.п. в расчете на 1000 чел.
Норма объемов бесплатной медицинекой помощи, показатели объемов бесплатной медицинской помоши (на 1000 человек).
Нормативы базовой программы ОМС
Нормативы, обеспечиваемые бюджетом:
1. Амбулаторно-поликлнпнчсская помощь:
1,1. количество посещений 8458 740 9198.
1.2. количестпо дней лечения в дневных стационарах (стационара на дому) 619 130 749.
2. Стационарная помощь:
2.1. количество койко-дней 1942,5 870 2812,5.
3. Скорая медицинская помощь: 318 318.
Территориальные программы ОМС
На основе базовой программы в субъектах РФ разрабатываются территориальные программы ОМС, объем предоставляемых услуг в которых не может быть меньше объема, установленного базовой программой. Однако на практике стоимость территориальных программ приходится определять исходя не из стандартов, заложенных в базовой программе, а исходя из фактической суммы средств, собираемых территориальными фондами на реализацию ОМС. Кроме того, в территориальных программах уточняются отдельные базовые позиции.
Например, территориальная программа ОМС и государственных гарантий Санкт-Петербурга уточнены пропорции разделения финансирования между бюджетом субъекта РФ и территориальным фондом ОМС. На бюджетном финансировании, кроме указанных в базовой программе форм стационарной и амбулаторно-поликлинической помощи, находятся еще неотложная медицинская помощь, молочные детские кухни, медицинские пункты и персонал, обслуживающий государственные учебные заведения и промышленные предприятия.
Сохранено участие городского бюджета в частичном финансировании медицинских услуг при инфекционных и паразитарных заболеваниях, при новообразованиях, заболеваниях зубов и полости рта.
В территориальных программах помимо нормативов объемов медицинской помоши устанавливаются и стоимостные показатели.
Территориальные нормативы стоимости единицы объема медицинской помощи и подушевые нормативы финансирования территориальной программы.
Сводные подушевые нормативы финансирования дифференцируются в соответствии с половозрастными коэффициентами потребления медицинских услуг и используются для финансирования СМО. Например, нормативы финансирования медицинской помощи для детей до 1 года превышают нормативы финансирования населения трудоспособного возраста в 7—8 раз, а для людей старше 70 лет они выше в 5—6 раз.