фон
  TrueInsurance.ru
  фон5
 
линии
   

Страховая компания НАСКО умышленно уклонялась от своих обязательств

Со страхового рынка уходит ещё одна крупная компания

TrueInsurance
Татарстан может лишиться крупнейшего страхового бренда с 23-летней историей и 9,2 млрд рублей собранных страховых премий.

   Едва стало известно, что московский финансист Александр Май покупает НАСКО, как ЦБ РФ отозвал все эксплуатируемые компанией лицензии и ввел в нее временную администрацию. Сам он, впрочем, утверждает, что заплатить деньги не успел. Регулятор объясняет, что в последнее время страховщик платил только по судебным решениям или после жалоб в ЦБ, а также занижал суммы. По версии источников «БИЗНЕС Online», роковая для одной из крупнейших страховых компаний в Татарстане цепь событий была запущена крахом ТФБ.

Погубили не убытки, а ссоры с клиентами

Буквально спустя день после смены владельца страховой компании «НАСКО» Центробанк неожиданно объявил об отзыве у нее нескольких видов лицензий. Причиной названо неоднократное нарушение требований страхового законодательства и применение Банком России в течение одного года по указанным основаниям мер, предусмотренных статьями ФЗ «Об организации страхового дела в Российской Федерации». Отмечается при этом, что требований в части финансовой устойчивости и платежеспособности не нарушались.

С 15 мая в НАСКО введена временная администрация ЦБ. Ее руководителем назначен сотрудник управления прекращения деятельности финансовых организаций Волго-Вятского ГУ Банка России Денис Корякин, а в состав вошли еще несколько десятков специалистов ЦБ. Сама СК в течение дня должна уведомить страхователей и перестраховщиков о досрочном прекращении договоров.

Вместе с НАСКО были отозваны лицензии и у СК «Респект». В Центробанке «БИЗНЕСOnline» пояснили, что лицензии двух компаний, которые «входили в неформальную страховую группу», были отозваны «за систематическое нарушение прав и законных интересов потребителей страховых услуг».

«Компании входили в число лидеров по таким социально значимым видам страхования, как страхование ответственности застройщиков и ОСАГО, и имели значительное число клиентов. При этом страховщики умышленно уклонялись от исполнения своих обязательств по договорам страхования и широко использовали практику осуществления страховых выплат преимущественно по решению суда, по предписанию Банка России или по итогам обращения граждан и организаций с жалобами в Банк России. Основная тематика жалоб, поступающих в Банк России на недобросовестное поведение данных страховщиков, связана с необоснованными отказами, нарушениями сроков и порядка осуществления страховых выплат, занижением суммы страховой выплаты. Необходимо отметить, что количество поступивших в Банк России жалоб потребителей на компанию „НАСКО“ с января этого года выросло на 53%», — так объяснил Центробанк свое решение.

В самой компании «НАСКО» от комментариев отказались, заявив лишь, что отозваны все виды лицензий, которые были у компании. В документе ЦБ сказано, что это лицензии на добровольное личное страхование, за исключением добровольного страхования жизни; на добровольное имущественное страхование, на обязательное государственное страхование жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел РФ, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы; на обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств; на обязательное страхование гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте; на обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и на перестрахование.

В этот же день ЦБ постановил прекратить работу временной администрации в страховой компании «Опора» (это бывший владелец НАСКО с конца 2017 года) и передать все полномочия конкурсному управляющему в рамках дела о банкротстве.

Подчеркнем, что страховые полисы обязательной автогражданки, страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта, обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров НАСКО продолжают свое действие. Компенсационные выплаты по ОСАГО будет выплачивать российский союз автостраховщиков, а по остальным вышеуказанным видам — национальный союз страховщиков ответственности.

Май не настал

В головном офисе НАСКО в Казани на Чуйкова, 2д двери открыты, никаких уведомлений об отзыве лицензии нет, на проходной в отделы страхования пускают. Но корреспонденту «БИЗНЕС Online» здесь рассказали, что новые договоры не заключают. «Мы в шоке. Сами сегодня узнали. Никто ничего не говорит, кроме сообщения Центробанка никакой информации у нас нет», — рассказывают сотрудницы. Они боятся потерять работу, но пока никаких объявлений о дальнейшей работе им не было.

Сотрудник на проходной рассказал, что у них сегодня с самого утра работают представители ЦБ, приехали 9 человек. «Будут распускать сотрудников. Вопрос, что делать клиентам, и я себе задаю, у меня тоже вся страховка тут. Мы сегодня не работаем и не будем работать, — говорит он. — Но никто ничего не знает. Здесь полгода будут жить у нас члены Центробанка».

Буквально вчера, 14 мая (этим днем датирован приказ ЦБ об отзыве лицензии) НАСКО выслала Центробанку «актуальную информацию о текущем состоянии и значимых событиях в жизни страховой организации». «В сообщении компании отмечается рост страхового портфеля с начала 2019 года. При этом за 4 месяца того же года компанией урегулировано около 55 тысяч убытков на общую сумму 2,3 млрд рублей. Компания неукоснительно соблюдает взятые на себя обязательства в отношении страхователей и партнеров, а также четко соблюдает требования регулятора, что положительно отражается на качественных показателях финансовой устойчивости, платёжеспособности организации и отношении клиентов. У компании отсутствуют какие-либо действующие предписания по финансовой устойчивости со стороны регулятора», — гордо сообщила СК.

Похоже, высланную информацию в Центробанке оценили не столь позитивно.

А позавчера НАСКО объявила о новом инвесторе компании — им стал известный на рынке финансист Александр Май с партнерами. Они якобы приобрели 99,94% акций СК и собирались докупить остальные 0,06% у миноритариев. Май работал в Allianz Russia, в «Ренессанс Страхование» и «ЭРГО Русь». В феврале 2018 года Май получил пост президента в ООО «Единый агент», которое выступало в качестве страхового агента «Опоры» и «Ангары», так что продавец и покупатель в сделке НАСКО были хорошо знакомы. Конечным бенефициаром предыдущего владельца, СК «Опора», СМИ называли бизнесмена Александра Кондратенкова.

Сегодня сотовый телефон Мая так же, как и вчера, не отвечал. Комментируя ситуацию «Интерфаксу», он сообщил, что сделка еще не закрыта. «Потенциальные приобретатели НАСКО не потеряли денег в этой незавершенной сделке. Если шансов сохранить компанию „НАСКО“ не остается, инвесторы будут рассматривать другой объект для инвестиций на страховом рынке», — сообщил он.

Май сказал, что провел одну встречу в ЦБ в рамках проекта приобретения компании «НАСКО». «Мы, конечно, учитывали риски надзорного воздействия, однако бесспорных оснований для столь жесткого реагирования регулятора в отношении „НАСКО“ не было. Во всяком случае, о возможности отзыва лицензии у этой страховой компании во время первой нашей встречи с регулятором речь не велась. Мы рассчитываем запросить еще одну встречу с представителями ЦБ для обсуждения ситуации», — пояснил Май.

О том, что сделка купли-продажи имеет под собой проблемную подоплеку, говорил и тот факт, что бывший акционер «Наско» — московская СК «Опора» лишилась лицензий летом 2018 года. А в марте 2019-го иркутская СК «Ангара», которая также вошла в их общую группу компаний и начала обмен страховыми портфелями с НАСКО, также потеряла лицензию, при этом со скандалом: за несколько дней до отзыва компания неожиданно прекратила клиентские выплаты.

Есть намеки и на проблемы в финансовом состоянии НАСКО — хотя ЦБ и не озвучивает финансовое положение компании в качестве причины отзыва лицензии. На сайте компании опубликованы некоторые финансовые отчеты по итогам 2018-го и аудиторское заключение. Согласно им, уставный капитал АО «НАСКО» составляет 900 млн руб., добавочный капитал — 872,4 млн. Сбор страховых премий за год увеличился более чем в два раза — с 4,2 млрд до 9,2 млрд рублей, но, как оказалось, в основном за счет убыточного ОСАГО. В результате компания вновь получила убыток (349,8 млн), правда, меньше, чем в 2017 году (448,9 млн рублей). Большой вклад в это внесли значительно выросшие общие и административные расходы СК (с 534,1 млн до 1,28 млрд рублей в 2018-м).

В своем заключении аудитор компании жаловался на несоблюдение руководством НАСКО его прошлогодних рекомендаций. Так, он советовал сосредоточить свои усилия на диверсификации страхового портфеля в пользу низко-убыточных видов страхования. В итоге, напротив, в 2018 году доля убыточного ОСАГО в портфеле организации увеличилась с 37% до 57%. «Таким образом ОСАГО становится ключевым фактором, определяющим финансовое состояние организации, и несет в себе угрозу ее финансовому состоянию, а также повышает регуляторные риски», — отмечал аудитор. Особо его тревожил стремительный рост в группе ОСАГО продаж в таких сегментах, как «Е-Гарант» и электронные полисы. «Убыточность по данным сегментам уже почти в два раза превышает убыточность по классическому ОСАГО», — отмечал аудитор.

«Может быть, Цб Рф через неделю вернет лицензии»

«Это неожиданная новость на нашем рынке. Судя по данным СМИ, Александр Май был собственником чуть ли не сутки. Есть основания предполагать, что реальные собственники понимали, что лицензия будет отозвана, и тут же переписали компанию на кого-то другого, чтобы снять с себя ответственность. Я не утверждаю, но допускаю, что это могло произойти, — рассуждает вице-президент Союза страховщиков Татарстана, директор ООО „Полиссервисконсалтинг“ Рустэм Сабиров. — Май же не мог за это время до такого состояния компанию довести. Видимо, здесь вина предыдущего акционера. Он же получил НАСКО в нормальном, живом состоянии, и за полтора года довел ее до такого. Все ключевые решения принимал собственник. Ни к сотрудникам, ни к бренду претензий не должно быть».

По его словам, санатора НАСКО искать уже поздно, раз дошло до отзыва лицензии. «Когда в организм перестает поступать кровь, что с организмом случается? Уже бесполезно операцию делать. Весь персонал теперь остается без работы», — констатирует Сабиров.

Впрочем, не все участники рынка оказались удивлены новостью. Как уверяет информированный источник «БИЗНЕС Online» в отрасли, на самом деле проблемы у компании начались после того, как у нее зависли страховые резервы в обанкроченном банке ТФБ и понадобилось срочно искать сотни миллионов рублей, привлекая новых инвесторов, чтобы не лишиться лицензий. В этот момент прежний главный бенефициар компании Ринат Хайров и продал компанию структурам, близким к Кондратенкову, который интересовался такими активами.

Примерно полгода назад Кондратенков перевел центральный офис компании в Москву. Туда же вынужден был перебраться гендиректор НАСКО Эдуард Кабаков, а в республике остались только технические сотрудники. По сведениям нашего источника, 3-4 недели назад Кабаков, который до последнего надеялся на спасение компании, написал заявление об уходе, чтобы не попасть под рухнувшие обломки. «Мы не знаем, что реально творилось последние три месяца в компании. В учредителях компании появились какие-то непонятные компании, которыми владели неизвестные личности», — отмечает участник рынка, пожелавший остаться неназванным.

По его мнению, введение временной администрации в НАСКО — это еще не приговор. «Временная администрация должна разобраться в вопросах, имеющихся у ЦБ РФ к компании, и дать свое резюме — какие опасения подтверждаются, а какие — нет. И можно ли компании продолжить работу. Может быть, ЦБ РФ через неделю вернет лицензии, — пояснил эксперт. — Да, топор занесен, но не факт, что Банк России захочет зарубить НАСКО». Он отметил, что «НАСКО» — компания с хорошей историей, в которой работало много достойных людей, в том числе и Кабаков.

Впрочем, как показывает практика, в большинстве случаев после ввода временной администрации в конечном итоге страховая компания уходила с рынка. Если это случится, не исключено и уголовное расследование причин краха компании. В случае ухода НАСКО, высвободится определенная рыночная доля, которая перераспределится среди других участников. Как отмечает наш эксперт, предпринятые ЦБ РФ в прошлом году усилия значительно сократили убыточность ОСАГО, делая его интересным для страховщиков.

В целом, история весьма напоминает то, что произошло с челнинской компанией с похожим названием «Аско». Структуры, близкие к Акибанку иего предправленияИльдару Галяутдинову, продали компанию новым владельцам, имевшим репутацию «могильщиков» страховых компаний. Вскоре последовал отзыв лицензии и банкротство.


SMM-журналист
TrueInsurance
Теги по теме:
 
line
  фон7 вернуться к статьям фон7 обсудить статью фон7 написать о ошибке фон7
Читайте также:
Новости: 31.10.2017 Новости: 15.12.2017
Что делать клиентам разорившихся страховых компаний Кто платит за ДТП, если страховщик лишился лицензии
line


 

Яндекс.Метрика