Представляя законопроект, его соавтор депутат Николай Осадчий обратил внимание, что страховые компании являются лишним звеном, прокладкой между государственными деньгами и медучреждениями – не помогают пациентам, а только тратят «собранные всем миром» средства на собственную деятельность.
Парламентарий пояснил, что сейчас такие компании не являются страховыми в чистом виде: они не занимаются страхованием, не несут страховых рисков, а всего лишь заключают договоры с фондами ОМС в регионах, и они могли бы продолжить работу в сфере добровольного медицинского страхования (ДМС).
«Реальный страховщик – государство, страховые компании не более, чем посредники между государственными деньгами и больницами», – сказал Осадчий и отметил, что на обеспечение работы этих посредников только в прошлом году ушло 15 млрд рублей «из денег, собранных всем миром на ОМС».
Функции страховых компаний по контролю за работой медучреждений коммунисты предложили передать Росздравнадзору, а работу с полисами и прямое финансирование – ТФОМС в регионах.
«Единороссы» ожидаемо воспротивились инициативе думской оппозиции. В частности, депутат Тамара Фролова от лица думского комитета по охране здоровья назвала документ непроработанным, сообщила об отсутствии подробного финансово-экономического обоснования и предложила его не принимать. Ее коллега Дмитрий Морозов и вовсе заявил, что за 20 лет система уже устоялась, и все к ней привыкли. Если убрать страховщиков – некому будет проводить независимую экспертизу и спрашивать с пациента – «почему он не пришел прививаться?», заявил «единоросс». Нельзя ломать и систему межбюджетных отношений, поддержали его коллеги по фракции.
«Справедливой России» идея коммунистов понравилась. Депутат Александр Шерин предложил убрать из сферы российского здравоохранения не только страховщиков, но и сами ТФОМС, назвав их «ненужным механизмом», а медицинские полисы и вовсе отменить. Гражданину РФ должно быть достаточно паспорта РФ с пропиской, чтобы получить медпомощь в любой точке страны, пояснил он. На аргумент «единороссов» о том, что в случае ликвидации медстраховщиков, некому будет контролировать деятельность медучреждений, Шерин поинтересовался: «А зачем нам тогда Минздрав? Росздравнадзор? Прокуратура, МВД?».
«Мы не ставим задачу осуществить кардинальный переворот во всей этой системе, – заверил со своей стороны Осадчий, сообщив, что ликвидировать ТФОМСы пока не предлагается, и привел еще один аргумент. – В Германии, где высокий уровень медицины, нет никаких страховых медкомпаний».
Германский опыт не помог: законопроект поддержало всего 88 парламентариев. Фракция «Единой России» в очередной раз проигнорировала голосование.