О проекте
Страховые продукты
Страховые термины
Форум
Обратная связь
Каталог автомобилей
Правила страхования
Калькуляторы
РСА
Мошенничество
 
 
 
  11.01.2018  
За ОСАГО, идите в… другую компанию
 
  «Приобретайте полис ОСАГО в офисе продаж или самостоятельно на официальном сайте лицензированной страховой компании».    
 
   Такой нехитрый совет дают эксперты автолюбителям. Дескать, посредники могут оказаться мошенниками, а так уж все наверняка будет чисто-гладко. Но многие из тех, кто в прошлом году пытался оформить ОСАГО (даже у крупных страховщиков, тех, что «с именем»), прошли семь кругов ада, прежде чем им удалось заполучить заветный бланк. А кое-кто, не победив возводящую барьеры систему, до сих пор выезжает на дорогу на свой страх и риск: показать сотруднику ГИБДД, запросившему страховку, будет нечего, а в случае ДТП покрывать ущерб придется из собственного кармана.
   Нет, мы, конечно, в курсе, что, согласно букве закона, страховщик не вправе отказать в полисе ОСАГО, если предоставлен весь комплект документов. Но и компании на рынке не первый день, они хорошо знают, как отвадить малодоходных, а то и вовсе убыточных клиентов и при этом не говорить «нет» напрямую… Зато таких «отказников» готовы подхватить аферисты. Как оказалось, липовые полисы с недостоверными данными оформлялись и в Иркутске. Есть, конечно, счастливчики, которые в ответ на вопрос об оформлении ОСАГО, с довольным видом рассказывают: «Зашел на сайт своей страховой. Заполнил. Оплатил. Распечатал». Но и прямо противоположных по настроению историй хоть отбавляй.
   «Полис теперь сложно получить. Некоторые компании просят своих клиентов не страховаться. Онлайн-страхование, которое по логике должно было упростить процедуру, — та еще история. Мне вот пришлось искать другую компанию, — рассказывает иркутянин Андрей. — В нескольких не удалось зарегистрироваться из-за так и не приходящих смс для верификации. Там, где все-таки зарегистрировался, оказалось не так просто снова войти в свой профиль, правда помогла авторизация через личный кабинет на «Госуслугах». В итоге получить первый полис удалось, потратив на это несколько часов. Со вторым было куда сложнее. На сайте в форме для совершения ошибки, мне кажется, намеренно введена «фишечка»: в датах рождения водителей курсор перескакивает при заполнении и дата становится неправильной (проверено четырежды). После проверки данных в РСА (Российском союзе автостраховщиков) проект должен быть сохранен, для этого нужно ввести код верификации из смс, который может не приходить о-о-о-о-очень долго. Истекает время на сохранение проекта и приходится заново заполнять все поля. Делал это 4 раза. В общем, все выкручиваются как могут, чтобы отбить у тебя желание оформить ОСАГО. Этот вид страхования, как я понимаю, является для компаний крайне убыточным. А у меня, надо сказать, страховой случай был в 2016 году, первый за 9 лет водительского стажа, однако это испугало страховую. Был удивлен? Не то слово!»
   Еще одна иркутянка, Яна, перед Новым годом вместе с мужем тоже прошла испытание ОСАГО. «Перебрали все известные страховые, — вспоминает девушка. — Ни одна не позволила оформить электронный полис онлайн, постоянно выкидывали новые ошибки, возникали препятствия на сайте, мучились по два часа с каждой компанией. Там, где с горем пополам удалось пройти регистрацию, происходило что-то странное — нас перенаправляли на какие-то неизвестные страховые, которые в нашем регионе даже не представлены. А это значит, что в случае ДТП будут большие сложности. В конце концов мы решили обратиться в офис Росгосстраха лично, но это тоже особо не помогло: нам предложили оформиться в другой компании или же сделать дополнительный осмотр машины, который проводится на другом конце города и записываться нужно за месяц. В итоге через друзей я нашла страхового агента, она все сделала дистанционно, за 5 минут. И объяснила: крупным страховым компаниям сейчас невыгодно оформлять ОСАГО, тем более на малолитражки, недорогие авто или машины с пробегом более 7 лет, поэтому они и создают столько барьеров».
   Несколько страховщиков пришлось перебрать и владельцу автомобиля «Газель-Бизнес» Дмитрию. Результат нулевой. «Первым делом я обратился в РЕСО, потому что уже оформлял у них страховку, — рассказал мужчина. — У меня машина 2010 года выпуска, в ДТП не попадала. В РЕСО мне сказали, что ваш автомобиль может быть застрахован только через сайт компании. Я пытался оформить страховку в электронном виде. Но система не хотела мне выдавать полис с 50%-ной скидкой, которая мне положена по стажу, а предлагала купить его за полную стоимость. Тогда я обратился в Росгосстрах в Ангарске, где часто бываю по работе. Меня отправили в Иркутск, дескать, вы прописаны там, там и страхуйтесь. Затем я отправился в «АльфаСтрахование». Там мне любезно сообщили, что страхование производится в порядке записи, а длина очереди больше месяца. Пробовал застраховаться на сайтах страховых компаний и постоянно сталкивался с неким техническим сбоем. В итоге езжу уже почти полгода без страховки».
   Тупик? Отчаяние? Неплохая почва для мошенничества. Спасительное — как бы спасительное — предложение по быстрому оформлению страховки ОСАГО иркутянам разослали через популярный мессенджер Viber или по электронной почте. Сообщение получили многие страховые брокеры. Некоторые даже оформили десятки полисов с помощью ловкого посредника. Но как со временем выяснилось, сведения в электронном полисе ОСАГО, который приходил на почту брокерам и потом выдавался клиенту, не совпадают с информацией в базе полисов РСА. Проще говоря, люди получили «липу». Страховые агенты заявляют, что сами попались на удочку мошенника. В ситуации разбирается полиция.

Вот такой вот «не сегмент»

   На рынке ОСАГО существует определенная сегментация клиентов, а есть так называемый «не сегмент», то есть те, кого компании хотели бы «скинуть» с себя как лишнюю нагрузку. Малоинтересно страховать старые машины (старше 10 лет), с молодыми и замеченными в авариях водителями, в «не сегмент» также часто попадают грузовые автомобили категории С, принадлежащие физическим лицам. Можно предположить, что именно для такой техники оформление ОСАГО — что в офисе, что на сайте, что у партнера-агента — будет проблемным.
   Осенью 2017 года Центробанк сообщил, что из всего количества жалоб на ОСАГО, поступивших в ЦБ с начала года, 24% касалось покупки электронного полиса, и основные нарушения — это необоснованный отказ в продаже полиса и необоснованное перенаправление на сайт замещающего страховщика при попытке заключения договора ОСАГО. Замглавы службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров ЦБ Ольга Крайнова тогда напомнила, что система перенаправления действует с 1 января 2017 года и формально служит для того, чтобы клиент мог купить ОСАГО, если на сайте страховщика, куда он пришел, возникли технические проблемы. Однако, по словам Крайновой, страховщики обосновывают перенаправление клиента и другими причинами. «Это экономический риск, связанный с дисбалансом получаемой страховой премии от реализации договоров ОСАГО, и произведенных выплат по заключенным договорам. То есть страховая компания напрямую признается в некоторой селекции при заключении договоров», — объяснила представитель Центробанка. И это притом что договор ОСАГО является публичным, и выбирать клиентов страховщик, по сути, не имеет права. Даже если это клиенты, у которых были убытки по предыдущим договорам, или те, которые активно защищают свои права.
   Тем не менее страховые агенты-помощники признаются: компьютерная программа нередко выдает им резюме «Страхователь не может застраховать машину, обратитесь в главный офис страховой компании». В офисе владельца авто, как вы понимаете, часто отсылают делать электронный полис. В интернете начинаются свои «заморочки» и «перебросы». Клиенты снова с мольбой придумать что-нибудь приходят к посредникам, у которых налажен контакт со многими крупнейшими страховыми кампаниями.
   «Помню летом был такой момент, когда из-за технического сбоя в базе у многих были проблемы с оформлением полисов ОСАГО, — рассказала корреспондентам одна из представительниц иркутского страхового бизнеса с многолетним агентским опытом. — Ко мне в офис шли и шли клиенты. И всем, как обычно, полис нужен быстро. Тогда-то я и вспомнила о рассылке человека, который предлагал посредническую помощь, даже с «не сегментом» был готов работать. В условиях аврала и техпроблем пришлось обратиться к нему. Он сработал довольно быстро. Я отправляла клиентские документы — в ответ мне по электронной почте приходили электронные полисы «Ингосстраха». На всякий случай, конечно, проверила их по базе РСА, параллельно позвонила в страховую. Мне подтвердили, что этой датой действительно оформлены полисы, даже VIN (идентификационный номер транспортного средства) совпадал. Правда, часть информации мне не могли раскрыть по телефону — например, о страхователе, это персональные данные».
   В итоге, по словам агента, она в конце дня перевела-таки внушительную сумму за выданные страховки прыткому посреднику — на банковскую карту. Карта, кстати, была оформлена на другое лицо, но нашлось объяснение: якобы Сбербанк многим тогда карты блокировал, и с ним тоже вроде такое произошло. Случай распространенный. Почти ничего подозрительного. Почти.
   «Насторожил только один момент, — признается девушка-агент. — Мне на почту полис пришел с опечаткой в имени. Мы заметили, попросили внести исправление. Обычно эта процедура очень небыстрая. А на этот раз все мгновенно поправили. Я для себя нашла какое-то логическое объяснение таким невиданным скоростям корректировки, но небольшое сомнение в душе все-таки осталось. Оно меня «подгрызало», и я стала искать выходы на людей внутри страховой компании, чтобы сверить и закрытую информацию тоже. Такое содействие было оказано. Результат проверки меня шокировал: мы выдали людям полисы-двойники. Как оказалось для снижения стоимости в реальных полисах были искажены некоторые данные — например, марка автомобиля. Мы перечисляли посреднику одну сумму (исходя из реальных данных), а он, оформляя фиктивную страховку, оплачивал в разы меньше. Понимая, в какую схему меня втянули, я сразу обратилась в полицию. Идет расследование».
   В полицию поступили и другие заявления по схожим эпизодам. Есть агенты, которые несколько месяцев сотрудничали с таким посредником, а суть его манипуляций открылась, только когда клиент обратился в страховую компанию за выплатой страхового возмещения и получил отказ по причине расхождения данных в полисах — в распечатанном клиентском варианте и том, что хранится в базе компании.
   И эта мутная схема, надо сказать, оказалась востребованной не только в Иркутске. Осенью о ней заговорили по всей стране.

Большая разница

   Тот же Банк России как регулятор обратил внимание на то, что недобросовестные посредники подают неверные сведения при оформлении электронного полиса ОСАГО (е-ОСАГО), а потом подправляют данные в графических редакторах.
   «Обманщики намеренно подают страховщикам недостоверные сведения о водителе и автомобиле, чтобы уменьшить стоимость полиса. Например, завышают стаж вождения и занижают мощность двигателя. На свой электронный адрес они получают от страховой компании полис, меняют его и отдают водителю в распечатанном виде уже по другой, гораздо более высокой цене. Клиент при этом даже не подозревает, что его данные указаны неверно», — сообщили в ЦБ. Также при оформлении полиса можно занизить территориальный коэффициент (например, указать Крым или Чечню регионом проживания, где коэффициент к цене полиса 0,6, а в Москве, для сравнения, 2).
   В свою очередь руководитель службы по защите прав потребителей Банка России Михаил Мамута пообещал со временем эту проблему купировать. «Мы работаем с Российским союзом автостраховщиков над повышением системы мгновенного доступа к базам проверки полисов», — сказал Мамута.
   В комментариях бизнес-порталу РБК существование мошеннической схемы подтвердила компания «Ингосстрах» и еще пять крупных российских страховщиков. Эксперты оценили долю таких полисов с искаженной информацией примерно в 5-10% (250-500 тыс. штук) в структуре электронных продаж ОСАГО.
   «В результате за полис мошенники платят, условно говоря, 1 000 руб. Затем они изменяют с помощью фоторедактора данные водителя в полисе в соответствии уже с его регионом и моделью авто и продают его покупателю, условно, за 15 тыс. руб. в зависимости от региона, а разницу кладут себе в карман», — рассказал тогда генеральный директор «Ингосстраха» Михаил Волков.
   В свою очередь иркутские участники рынка говорят, что именно раскрытие информации о фактической стоимости полиса могло бы стать решением, пресекающим всю схему на корню. Сверил — и убедился, что ничего в полисе не искажали ради занижения страховой премии. «Страховые компании должны открыть всего один реквизит в свободный доступ — это сумма страховой премии, это не противоречит закону о защите персональных данных», — считают агенты, попавшиеся на удочку теперь уже исчезнувшего из поля зрения дополнительного посредника.
   А кто теперь компенсирует ущерб? Ответит ли кто-то за обман? Не появятся ли новые лжеполисы? Вопросы открытые. Пока автовладельцев «отфутболивают» сами страховщики, они, пожалуй, будут искать обходные схемы.

 
   

 

 
   
 
Рейтинг1 Эксперт1
Рейтинг2 Эксперт2
Рейтинг3 Эксперт3
Рейтинг4 Эксперт4
Рейтинг5 Эксперт5
Рейтинг6 Эксперт6
Рейтинг8 Эксперт8
Рейтинг9 Эксперт9
Рейтинг10 Эксперт10
Рейтинг11 Эксперт11
Рейтинг12 Эксперт12
Рейтинг13 Эксперт13
Рейтинг14 Эксперт14
Рейтинг15 Эксперт15
Рейтинг16 Эксперт16
Рейтинг17 Эксперт17
   
 
TrueInsurance.ru О проекте Страховые компании Калькуляторы Форум Каталог автомобилей Контакты Студия KreKKer