Электронное ОСАГО, Е-ОСАГО


Система электронного ОСАГО появилась на страховом рынке в 2015 году для улучшения ситуации с доступностью полисов в ряде регионов и борьбы с навязыванием дополнительных услуг. Внедрение системы не принесло ожидаемых результатов, вследствие чего с января 2017 года она была в очередной раз подвергнута изменениям — стала обязательной для страховщиков. Тем не менее пользователи по-прежнему сталкиваются с трудностями при попытке оформления полиса.

Что же представляет собой система е-ОСАГО на сегодняшний день и как правильно оформить полис в электронном виде?

Как самому оформить Е-ОСАГО

Электронный полис ОСАГО (е-ОСАГО)аналог бумажного полиса, оформленный самостоятельно через сайт страховщика и полученный в электронном виде на e-mail. Согласно законодательству, с 1 января 2017 года при оформлении е-ОСАГО у клиентов появилась возможность, кроме полиса в электронном виде, получить его на стандартном бланке в офисе страховщика или по почте. В офисе полис должен выдаваться бесплатно в момент обращения, при почтовом отправлении — должен быть доставлен клиенту в указанный им день, но не ранее чем через одни рабочие сутки. При этом почтовые расходы несет клиент.

Оформить ОСАГО в электронном виде можно в любой страховой компании, так как с 1 января 2017 года все страховщики, имеющие лицензию на ОСАГО, обязаны обеспечить соответствующий сервис на своем сайте. Законодательством установлены довольно жесткие требования к обеспечению бесперебойности и непрерывности функционирования как самих сайтов страховщиков, так и сервисов оформления е-ОСАГО.

Согласно указанию ЦБ РФ от 14 ноября 2016 года №4191-У, максимальное суммарное время перерывов в работе сайтов страховщиков не должно превышать 30 минут в сутки. При этом плановые технические работы могут проводиться не чаще одного раза в месяц с 22:00 до 8:00 по московскому времени, о чем страховщик должен сообщением на сайте уведомить пользователей не менее чем за сутки до даты планируемых работ. Дополнительно обеспечивать беспрерывную работу сервисов призвана система «единого агента». В случае технических сбоев у выбранного страховщика указанная система автоматически перенаправляет на сайт другой страховой компании, за которой закреплен номер ПТС вашего автомобиля.

В зависимости от страховой компании оформление е-ОСАГО может начинаться либо с расчета стоимости полиса, либо с создания личного кабинета. Для создания электронного ОСАГО необходимо:

- ввести Ф.И.О.;

- данные документамудостоверяющего личность;

- номер телефона и/или адрес электронной почты.

После ввода данных на указанный номер телефона или на e-mail страховщик направит текстовое сообщение, которое будет являться ключом простой электронной подписи страхователя. После ввода присланного ключа вы получите доступ к личному кабинету, где сможете заполнить электронную форму заявления для заключения договора.

Перечень сведений, содержащихся в форме электронного заявления, аналогичен заявлению на бумажном носителе. Заявлние должно содержать данные:

- о страхователе;

- о транспортном средстве и его собственнике;

- о водителях допущенных к управлению;

- о диагностической карте, а также параметры оформляемого полиса.

При заполнении заявления будьте предельно внимательны, так как с 1 января 2017 года у страховых компаний появилось право регрессного требования в случае, если при оформлении полиса в электронном виде страховщику предоставлены недостоверные сведения, повлекшие снижение страховой премии. К таким в первую очередь относятся: регион регистрации автомобиля, мощность (для легковых авто), возраст и стаж водителей. Но и в случае не умышленной ошибки возникнет ряд проблем. Внесение изменений в электронный полис возможно только с выпуском аддендума, который обязан быть на бумажном носителе, соответственно в любом случае придётся посетить офис Вашей страховой компании.

После заполнения заявления страховщик проводит его регистрацию в своей системе и направляет в АИС ОСАГО для проверки содержащихся в нем данных. Если раньше в случае, когда данные в базе РСА не совпадали с данными в заявлении, оформление полиса было невозможно, то с января 2017 года в случае отрицательного ответа АИС ОСАГО клиенту приходит сообщение с указанием сведений, которые не совпали, и предложением осуществить корректировку этих данных или подтвердить их.

Для подтверждения достоверности сведений необходимо загрузить соответствующие документы в личный кабинет или направить на адрес электронной почты страховщика. Если вы страхуетесь впервые, то потребуется направить полный пакет документов, необходимых для оформления ОСАГО:

— паспорт (главная страница и регистрация);

— документ на транспортное средство (ПТС, СТС и т.д.);

— водительские удостоверения всех допущенных к управлению лиц;

— действующая диагностическая карта (если транспортное средство подлежит техническому осмотру).

При получении положительного ответа от АИС ОСАГО страховщик в срок не более чем 20 минут должен сообщить точный размер премии и предоставить возможность осуществить безналичную оплату полиса.

После оплаты полис направляется на указанный адрес электронной почты и размещается в личном кабинете клиента. Полис необходимо распечатать и иметь с собой при управлении транспортным средством.

Как внести изменения в Е-ОСАГО

В теории, согласно Правилам страхования в редакции 2017 года, внести изменения в е-ОСАГО возможно как в электронном виде, так и при обращении в офис. Согласно указанию ЦБ РФ от 14 ноября 2016 года № 4190-У, заявление на внесение изменений в договор в электронном виде заполняется через личный кабинет на сайте страховщика. Страховщик проводит проверку сведений, содержащихся в заявлении, в случае необходимости делает перерасчет страховой премии и обеспечивает возможность произвести доплату по полису.

В течение двух рабочих дней с момента уплаты дополнительной премии (в случае отсутствия необходимости доплаты — с момента направления заявления) страховщик формирует и направляет страхователю новый переоформленный полис. Если изменения не требуют переоформления полиса, клиенту направляется уведомление о том, что указанные изменения страховщиком учтены.

На практике не у всех страховых компаний описанная процедура реализована в полном объеме. И для внесения изменений придется обращаться в офис, где полис переоформят уже на бланке строгой отчетности.

Что делать, если не получается оформить Е-ОСАГО

Если при оформлении полиса вы столкнулись с какой-либо проблемой (сбой сервиса, невозможность оплаты, постоянные зависания сайта), а страховщик не спешит ее решать, стоит направить жалобу в Банк России. Оставить свое обращение можно на сайте ЦБ в разделе «Жалобы» интернет-приемной. Для подтверждения факта нарушения ваших прав необходимо прикрепить скриншот страницы сайта, отображающий возникшую проблему, с указанием даты и времени. Если у вас уже создан личный кабинет, то при написании жалобы также рекомендуется указать свой логин. Банк России является основным контролирующим органом страхового рынка. Поэтому подобный метод будет максимально эффективен в решении вашей проблемы.

Посредники при оформлении электронного полиса

На сегодняшний день страховым посредникам запрещено оказывать услуги, связанные с оформлением электронных полисов. Оформление полиса допускается только на сайте страховщика. Но в мире современных технологий страницы сайтов страховщиков вполне могут быть встроены в сторонние сайты, и по средствам "зеркал" передавать данные для формления Е ОСАГО на сайты страховщиков, процесс оформления может выглядеть как оформление на официальном сайте страховой организации. В апреле 2017 года в Госдуму был внесен законопроект, который призван обеспечить доступ страховым агентам и брокерам к оказанию услуг по Е-ОСАГО, и в ближайшие время ситуация может измениться.

Оформление полиса с участием посредников потенциально имеет существенные плюсы. Посредники на подобном рынке могут предоставить лучший сервис, так как, помимо функции ценового сравнения, пользователи, введя данные один раз, на следующий год могут поменять страховщика, не занимаясь вводом данных повторно. На текущий момент страховые сайты, предоставляющие сервисы сравнения стоимости ОСАГО.

Минусом оформления полиса на сайте посредника является большая вероятность столкнуться с мошенниками. Поэтому при оформлении полиса будьте внимательны, не оставляйте свои личные данные, в том числе данные банковской карты, на непроверенных сторонних сайтах. К сожалению, потребитель не застрахован от возможности столкнуться с мошенниками и при попытке оформить полис через сайт самой страховой компании, поскольку неоднократно появлялись сообщения о копировании сайтов страховщиков.

Что делать если после оплаты полис не пришел?

Обращаем Ваше внимание, что страховщик наряду с отправкой по электронной почте размещает страховой полис, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью, а также экземпляр заявления и уведомление, подтверждающее факт заключения договора, в личном кабинете страхователя.

При этом статус отправки полиса по электронной почте ОСАГО Вы можете уточнить у страховой компании, заключивший договор.

Одновременно рекомендуем Вам убедиться, что сообщение с адреса электронной почты страховой компании не попало в папку «спам» или иную аналогичную папку вашего электронного почтового ящика.

Оформил электронное ОСАГО, но сотрудники ГИБДД требуют предъявит его, что делать?

Причины, по которым сотрудники полиции не могут найти сведения о заключенном договоре ОСАГО, могут быть самые разнообразные, например, технические.

Проверить наличие Вашего полиса ОСАГО в базе данных РСА Вы можете на сайте РСА.

Обращаем Ваше внимание, что пункт 1 статьи 32 Закона об ОСАГО обязывает водителя иметь при себе распечатанную на бумажном носителе информацию о заключении электронного договора ОСАГО и передавать соответствующий документ для проверки сотрудникам полиции. Такая бумажная распечатка и будет являться свидетельством выполнения Вами требований застраховать свою гражданскую ответственность.

Можно ли оформить Е-ОСАГО по временной регистрации?

Территория преимущественного использования транспортного средства определяется для физических лиц исходя из места жительства собственника транспортного средства, указанного в паспорте транспортного средства или свидетельстве о регистрации транспортного средства либо в паспорте гражданина.

При оформлении временной регистрации выдается отдельный документ, например, свидетельство о регистрации по месту пребывания, однако данные документы не предусмотрены пунктом 2 статьи 9 Закона об ОСАГО.

Со всеми коэффициентами из которых складывается итоговая премия полиса ОСАГО можете ознакомится ЗДЕСЬ.

Почему страховая компания не заключает со мной Е-ОСАГО а переадресует на сайт РСА?

В случае возникновения, например, проблем с функционированием сайта выбранного Вами страховщика, либо при исчерпании количества номеров для заключения договоров ОСАГО, которое такой страховщик вправе заключить, страхователю предлагается перейти на сайт РСА для определения другой страховой компании, с которой можно гарантированно заключить договор ОСАГО.

С 2017 года электронный полис ОСАГО стал значительно доступнее для потребителей. Во многом ситуация изменилась к лучшему благодаря введению требований к страховщику об обязательности продаж электронного ОСАГО. Спрос на данную услугу постоянно растет, так как е-ОСАГО является удобной альтернативой полису на бланке строгой отчетности, позволяющей не тратить время на поездку в офис или встречу с представителем страховой компании.

При этом очевидно, что проблемы остаются — многие жители проблемных с точки зрения убыточности ОСАГО регионов продолжают жаловаться на недоступность сервиса. Если хотите сэкономить время и приобрести полис е-ОСАГО.

Полис Е-ОСАГО начинает действовать на третий день после оформления

3 сентября 2018 вступили в силу новые правила выдачи электронного ОСАГО. Для того чтобы бороться с мошенническими схемами, Центробанк России изменил процедуру выдачи электронных полис автогражданской ответственности: теперь действие страховых полисов будет начинаться не сразу после оформления, а через три дня.

Нередки случаи, когда россияне ездят без страховки, а попав в аварию, быстро оформляют электронный полис без осмотра автомобиля. С этим полисом автомобилисты отправляются в страховую компанию и требуют компенсацию за аварию, произошедшую в тот момент, когда машина еще не была застрахована. По мнению инициаторов нововведения, трехдневная отсрочка позволит свести на нет такую форму мошенничества.

Соответственно оформляя полис в понедельник и получая от страховой компании одобрение к принятию на страхование, срок и период действия полиса начнется с четверга. Учитывайте данное требования готовясь к оформлению электронных полисов.

ОСАГО

SMM-журналист редакции TRUE
Страховой продукт
Теги по теме:
Вам также будет интересно:
23.02.2023

Обязательное Страхование АвтоГражданской Ответственности

Прочитать...

22.02.2023

Правила Обязательного Страхования АвтоГражданской Ответственности

Прочитать...


Метрика